Сегодня с восьми часов вечера по московскому времени прекращается пропуск граждан в местах упрощенного пересечения границы Южной Осетии с Грузией. Работа пунктов пропуска возобновится в 7 часов утра 9 октября. По информации пресс-службы КГБ республики, ограничения связаны с угрозой дестабилизации обстановки в Грузии во время проведения парламентских выборов. Между тем жители Ленингорского района, имеющие грузинское гражданство и желающие принять участие в голосовании, еще вчера начали выезжать из Южной Осетии. В этом году, по наблюдениям экспертов, избирательная активность ленингорцев будет самой высокой с 2008 года.
По наблюдениям гражданской активистки из Ленингора Тамары Меаракишвили, сегодня с утра улицы поселка заметно опустели:
«Сегодня в обычном режиме работает контрольно-пропускной пункт, но не в обычном режиме работают организации. Сегодня не приехали многие из работающих в Ленингоре жителей поселка Церовани. Наверное, люди решили подстраховаться на тот случай, если вдруг закроют пропускной пункт и они не смогут принять участие в выборах. Поэтому они не приехали. Быть может, многие из неприехавших будут наблюдателями на выборах».
Хватает и тех, кто еще вчера после работы выехал из Ленингора в Церовани и вернется только в воскресение. Странно, почему они покинули поселок накануне, а не сегодня, – граница закрывается в восемь часов вечера и по окончании рабочего дня можно без проблем покинуть республику. Да и церованцы, которые работают в Ленингоре, тоже могли, как обычно, уехать домой вечерними рейсами.
Дело здесь вот в чем. По словам Тамары, в Ленингоре недолго радовались якобы данному на Эргнетской встрече обещанию представителя МИД Южной Осетии Давида Санакоева не закрывать границу в день голосования. Еще в четверг утром по поселку поползли слухи, будто КПП закроют не в пятницу, а в четверг вечером. Эти слухи подтверждали и служащие районной администрации, именно поэтому люди больше поверили сарафанному радио, нежели расклеенным объявлениям о том, что контрольно-пропускной пункт закрывается в пятницу вечером.
Кстати, не все из проживающих в Ленингорском районе граждан Грузии смогут проголосовать на выборах, говорит Тамара Меаракишвили:
«Участвуют в выборах только те, кто имеет статус беженца и по грузинским документам прописан в других местах, не в районе, потому что в Ленигорском районе выборы не проводятся... Я, например, прописана в районе, у меня нет статуса беженца, и я уже восемь лет не участвую в выборах.
– Много людей со статусом беженца?
– 90% довоенного населения района, они прописаны в поселках беженцев – Церовани, Цилкани и т.д.
– Многие хотят принять участие в голосовании?
– После августа 2008 года это уже вторые или третьи выборы в Грузии. Такой активности до сих пор не было. Думаю, это связано с участием в выборах Цезара Чочели. Он злопамятный человек, запомнит на всю жизнь, если кто-то не примет участие в выборах, не отметится, что голосовал за него. Поэтому люди стараются продемонстрировать свою лояльность – приехать и проголосовать. По обе стороны границы почти нет таких семей, чтобы кто-то не работал на одном из его предприятий, потому люди боятся, что игнорирование выборов может плохо отразиться на работе.
– Ну, если через границу не пустили, в чем его можно упрекнуть?
– Скажет, почему заранее не приехал? Вот такие они непонятные люди».
Югоосетинский общественник Тимур Цхурбати не верит, что работа контрольно-пропускного пункта в день выборов в парламент Грузии чревата угрозами для Южной Осетии. Цхурбати говорит, что не находит рационального объяснения этому и другим подобным запретам, кроме как необходимостью оправдать чрезмерно раздутые для такой маленькой республики штаты специальных служб.
Они вынуждены находить угрозы там, где их нет, генерировать какие-то запреты и таким образом оправдывать собственное существование в таком качестве и количестве, говорит Тимур Цхурбати:
«Я бы сделал так: никаких препятствий гражданам Грузии, которые проживают на территории Южной Осетии. Это обозначило бы наши миролюбивые настроения, что мы ничего не имеем против Грузии, а имеем против тех преступных политических режимов, которые там были. А Грузия пусть выбирает, пусть живет. Не надо препятствовать голосованию ленингорцев, наоборот, сказать им: «Мы надеемся, что вы изберете парламент, который признает существующие реалии». Я думаю, это умно. А сейчас – одна глупость, другого объяснения я дать не могу».
По мнению Тимура Цхурбати, это не столько вопрос безопасности, сколько вопрос отношения к достоинству проживающих в твоем государстве людей. И в конечном счете один из важных критериев, определяющих качество самого государства.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия