Accessibility links

Голосование по принуждению


Люди оказались в неприятной или даже унизительной для них ситуации, больше похожей на голосование по принуждению
Люди оказались в неприятной или даже унизительной для них ситуации, больше похожей на голосование по принуждению

На выборах в парламент Грузии в одномандатном округе Мцхета-Мтианети первый тур не выявил победителя. Во второй прошли кандидат от «Грузинской мечты» Дмитрий Хундадзе и самовыдвиженец Цезар Чочели. К этому избирательному округу относятся и граждане Грузии, проживающие в Ленингорском районе Южной Осетии. Они не смогли принять участие в выборах из-за того, что в день голосования граница была закрыта.

Конечно, говорит гражданская активистка из Ленингора Тамара Меаракишвили, и среди тех, кто живет в районе, и среди беженцев немало сторонников «Грузинской мечты» и «Национального движения». По обе стороны границы хватает и затаивших обиду на тех или других. Но в основной своей массе там живут люди без определенных политических пристрастий, затурканные нуждой и неустроенностью. В контексте избирательной кампании эту часть населения Тамара условно делит на «симпатиантов» и «должников».

«Симпатианты» – это люди, свободные в своем выборе. Среди них много искренне симпатизирующих Дмитрию Хундадзе, врачу, председателю комитета по здравоохранению в парламенте прошлого созыва. Для местных он один из тех, с чьим именем связывают реформу здравоохранения Грузии, благодаря которой неимущие слои населения получили доступ к дорогостоящему лечению. По словам Тамары, частенько в поселке можно услышать про то, как кому-то бесплатно сделали сложную операцию, которая раньше стоила больших денег и была им не по карману.

Голосование по принуждению
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:00 0:00
Скачать

«Должники» – это те, кто обязан проголосовать за Цезара Чочели – бизнесмена, бывшего главу Ахалгорского района, бывшего депутат парламента Грузии, экс-губернатора Мцхета-Мтианети. После событий 2008 года он при поддержке государства построил рядом с поселками беженцев предприятия для решения проблем с безработицей. В результате он стал главным работодателем для семи тысяч беженцев. По словам Тамары, зарплата на предприятиях маленькая, работа тяжелая. Будь у людей выбор, они, конечно, подыскали бы себе другое место, но, увы, выбирать им не приходится. Избиратели не ассоциируют Чочели с какими-то политическими убеждениями, говорят, ему нужен статус депутата, чтобы защитить свой бизнес. Вполне понятно, что от всех, кто у него работает, требуется принять участие и в голосовании, и в агитации, по меньшей мере, привести к урнам своих родственников. Незадолго до выборов, говорит Тамара, агитация началась и среди ленингорцев. Чаще всего ее агитировали в маршрутке:

«У людей есть страх, что он на всю жизнь запомнит, кто был за него, а кто против. Из-за этого даже чиновник, глава администрации Ахалгори, вынужден поддержать его, а не представителя партии власти. Он может даже своего близкого друга, с которым работал много лет, запросто уволить, просто чтобы к нему пришли и умоляли... Богатство его растет, но он сам, как человек, не растет.

– Почему люди боятся голосовать, как им вздумается? Об этом ведь никто не узнает.

– Люди помнят, как у нас бывало, когда на бюллетенях делали специальные отметки, чтобы можно было узнать, кто как голосовал. Помнят, как принуждали фотографировать свой бюллетень на телефон, чтобы показать, за кого они проголосовали. Наши люди всегда думают, что за ними кто-то следит, кто-то узнает об их выборе, даже если это закрытое голосование».

Понятно, что около тысячи избирателей восточной части Ленингорского района не делают погоду в регионе с населением 125 тысяч человек, но не в этом дело. А в том, что люди оказались в неприятной или даже унизительной для них ситуации, больше похожей на голосование по принуждению: проголосовать, чтобы не создать проблем близким из поселков беженцев, которым и без того несладко живется.

Поэтому закрытие пропускного пункта в день голосования, как бы к этому отрицательно не относились ленингорцы, для многих стало облегчением, оправданием. Дескать, хотели приехать, но не смогли. Правда, перед закрытием границы, в пятницу, в район заехали микроавтобусы для избирателей. Людей бесплатно отвезли в Церовани и вернули в воскресенье. Иными словами, у всех желающих была возможность попасть на выборы. Однако, как сказали Тамаре Меаракишвили на грузинском посту, в эти дни увеличение пассажиропотока было почти незаметным.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG