В Грузии разгорается скандал вокруг голосования по резолюциям Парламентской ассамблеи Совета Европы в поддержку Украины. В документах ПАСЕ впервые назвала конфликт на востоке Украины «российской агрессией», призвала Москву вывести войска из Донбасса, а также осудила выборы в Госдуму, проведенные на территории Крымского полуострова. Но грузинская делегация на заседаниях не присутствовала. Противники правящей партии обвинили руководство Грузии в заигрывании с Москвой.
Манана Кобахидзе, Эка Беселия, Гугули Маградзе и Звиад Квачантирадзе – члены делегации Грузии в ПАСЕ. Все они – представители правящей партии. И никто из них не присутствовал ни на одном заседании, где голосовали за резолюции в поддержку Украины, которые многие наблюдатели уже назвали историческими.
Оборот «Российская агрессия на востоке Украины», призыв к Москве вывести войска из Донбасса, осуждение выборов в Госдуму в Крыму – все это есть в документах под названиями «Политические последствия российской агрессии в Украине» и «Средства правовой защиты в случаях нарушений прав человека на оккупированных украинских территориях, не подконтрольных украинской власти». Но под ними не стоят подписи грузинской делегации.
Реакция последовала незамедлительно. Бывший заместитель генерального прокурора Украины Давид Сакварелидзе извинился перед украинцами за неучастие своих соотечественников в голосовании. По его мнению, действие грузинской делегации выражает позицию правящей партии «Грузинская мечта».
Аналогичного мнения придерживаются в оппозиционном «Едином национальном движении». Исполнительный секретарь партии Серго Ратиани назвал это предательством интересов страны:
«Наши власти очень плохо показали себя на международной арене, еще больше склонившись в сторону России. То, что сделала грузинская делегация, – это позор. Это предательство стратегического партнера, предательство стратегических интересов страны. И это очень плохо отразится на Грузии».
Впрочем, ни в правящей партии, ни сами делегаты не считают произошедшее чем-то из ряда вон выходящим. Одна из представительниц Грузии в ПАСЕ Эка Беселия объясняет отсутствие делегации не политическими, а чисто техническими моментами:
«На заседании комитета по правам человека и юридического комитета мы поддержали все поправки украинцев, и резолюции прошли именно в том виде, в котором мы их поддержали на комитетских слушаниях. Во время голосования наша делегация встречалась с делегацией Швейцарии, а также с председателем ОБСЕ по итогам парламентских выборов в Грузии, и, следовательно, нас не было в зале. Так что в этом нет ничего необычного».
Ее коллега Звиад Квачантирадзе и вовсе назвал осуждающие заявления попыткой перекрыть «высосанной из пальца темой чрезвычайно позитивные мессиджи и поздравления, полученные в Страсбурге в связи с успешно проведенными парламентскими выборами». Эту запись он опубликовал на своей странице в социальной сети Facebook, приложив фотографию с делегатом от Украины – Надеждой Савченко.
«Савченко согласилась со мной, что делегации Украины надлежало больше организованности и активности для консолидации сторонников на голосовании. Да, это принятая здесь практика. Страна, которая заинтересована провести собственную резолюцию, активно работает над этим. К нам никто из украинцев вчера не обращался для того, чтобы из-за нагруженной повестки дня мы не пропустили голосование. Как я уже сказал, никакого контакта не было, но на вышеупомянутом комитете мы все-таки активно поддержали украинцев без всякой просьбы. А сегодня мы также с удовольствием отозвались на просьбу Нади Савченко и присоединились нашими подписями к письменным резолюциям», – написал Квачантирадзе.
При этом на официальном сайте парламента Грузии указано, что в осенней сессии ПАСЕ, проходящей сейчас в Страсбурге, должны были принять участие, в том числе, Давид Бакрадзе, Леван Бердзенишвили и Ираклий Чиковани – депутаты от оппозиционных партий, которые раскритиковали действия грузинской делегации. Почему они не находились в Страсбурге в ходе голосования, неизвестно. А вышеуказанные депутаты от «Грузинской мечты» на парламентском сайте фигурируют как участники летней сессии ПАСЕ.
Впрочем, по мнению аналитика Валериана Горгиладзе, отсутствие на сессии ПАСЕ того же Давида Бакрадзе объяснимо приближающимся вторым туром парламентских выборов и необходимостью мобилизации всего «Нацдвижения». А вот что касается самого факта неучастия грузинской делегации, – это благодатная почва для политических спекуляций. Но нельзя полностью исключить и такую версию.
«Совершенно понятно, что на протяжении нескольких месяцев во время предвыборной кампании губернатор Одессы, гражданин Украины, грубо вмешивается во внутренние дела Грузии. И единственная мотивация, такая скрытая, которая может быть у грузинской стороны, это вот так, не при помощи дипломатических (каналов), а такой вот скрытый демарш, который даст возможность украинской стороне оценить, почему это произошло», – говорит Горгиладзе.
С тем, что это был скрытый демарш, согласен и политолог Гия Хухашвили. По его словам, таким образом Грузия дала понять Украине, что действия Михаила Саакашвили и отсутствие на них реакции в Киеве не остались незамеченными в Тбилиси:
«Понятно, что мы с Украиной являемся партнерами, партнерами в горе, к сожалению, пока что. И в этом подходы однозначны. Но опять же все выстраивается на взаимном уважении. Я вижу ситуацию таким образом, что то, как Саакашвили, как губернатор Одессы, ведет себя по отношению к грузинской внутренней политике, создает какие-то шероховатости в этих отношениях (с Украиной). На это надо реагировать. В этом случае говорить, что это испортит отношения и т.д... об этом украинцы должны думать в первую очередь. Это поведение Саакашвили может на самом деле испортить наши отношения».
Политолог отмечает, что Киеву вряд ли бы понравилось, если бы такое вмешательство во внутреннюю политику Украины шло из Грузии. Так что инцидент в ПАСЕ – не что иное, как способ ненавязчиво показать партнерам, что с Тбилиси нужно считаться.