Что ж, как и следовало ожидать, «Грузинская мечта» получила свое заветное конституционное большинство. Как всегда в Грузии, получила не из-за безумно высокого рейтинга или невероятно эффективного управления страной, а по инерции.
Это нормальная грузинская традиция. Многие видят в высоких показателях правящей партии самые различные факторы. В зависимости от их отношения к ней, сторонники видят признак гигантского доверия и неземной любви народонаселения к власти, противники – фальсификации, подкуп и запугивание избирателя.
На самом же деле нет ни того ни другого – по крайней мере, на массовом уровне. А есть сила инерции, по которой каждая власть получала второй срок в качестве бонуса, по привычке, в силу того, что правящая сила еще не до конца надоела. Так было с «Союзом граждан», с «Национальным движением» и сейчас с «Грузинской мечтой».
Настоящая схватка за власть начнется в 2020 году, когда ГМ осточертеет публике окончательно. Когда люди будут слушать тысячи самых невероятных и жутких сплетен о лидерах «Мечты» и верить им без оглядки. И это тоже традиция... Надоевшая власть может на пальцах объяснять, как много хорошего она сделала и как много еще сделает, – это совершенно бесполезно. Это все равно, что заставить мужа вернуться к надоевшей ему жене, объясняя это тем, что она замечательно готовит. Кого в такой момент интересует, кто как готовит?
«Мечте» придется пройти тот же путь, что и «Нацдвижению»: сперва грандиозное обожание, потом равнодушие и в конце – ненависть... Так было всегда, и нет никаких причин полагать, что сейчас будет иначе. Но это – через четыре года. В 2020-м. А до 2020-го еще дожить надо. Сейчас в обоих противостоящих лагерях идет моделирование самых различных представлений о том, что ждет Грузию в ближайшее время.
И опять – два полюса. «Мечтатели» уверяют, что ну вот сейчас-то все и зашевелится, появятся новые заводы, которые завалят весь мир грузинской экспортной продукцией, соответственно, национальная валюта окрепнет, уверенно встанет на ноги, знаменуя собой невероятный рост экономики и благосостояния. Сторонники «националов» – ровно наоборот: заказывают траурные венки и черные ленточки, ждут массового возвращения в Грузию воров в законе со всего мира и прогнозируют чуть ли не вход страны в состав России в статусе культурной автономии.
Опять не хотелось бы умничать, но скажу, что неправы и те и другие по одной простой причине: «Мечта» находится у власти четыре года и она полностью, на все 100% показала, на что она способна. Не будет никакого феерического взлета и построения рая в одной отдельно взятой стране. Могли бы построить что-то путное – уже бы построили. Четыре года им никто не мешал. Байки о коабитации, о «националах», которые окопались в госструктурах и постоянно стреляют себе в ноги, – не принимаются. Мы все-таки здесь говорим о разумных вещах, а не страшилках для психушек...
Точно так же неправы и «националы». По той же причине. Прошло четыре года, и если бы у «Мечты» была цель разрушить Грузию до основания и привести ее на поклон к Путину, – у нее были для этого все возможности. Байки о том, что раньше не могла, а сейчас сможет и что ей для этого нужно конституционное большинство, не принимаются по той же причине, что и байки о коабитации...
В целом все будет ровно так же, как и сейчас. Ни шатко ни валко. Не могу согласиться с безудержным оптимизмом «мечтателей», но и загробный траур «националов» не менее далек от действительности. «Мечта» просто продлила себе срок. Ничего не изменилось.
Интересными будут предстоящие четыре года, прежде всего, для самих партий с точки зрения их готовности к следующей избирательной кампании.
«Мечта» сегодня наконец единая партия, а не рыхлая коалиция ужа и ежа, но отношение к изменениям в ее рядах двоякое. С одной стороны, из нее убрали две основные прозападные силы – демократов и «республиканцев», с другой – очистили от явных ватников.
В первой десятке «мечтателей» – совершенно неизвестная новая поросль. Выглядят они просто замечательно, в духе представлений о том, какими должны быть настоящие «еврогрузины»: молодые, успешные, высокие, красивые. Однако непонятно, насколько они независимы в суждениях, насколько готовы перечить вышестоящему начальству, насколько готовы противодействовать другим, традиционным «мечтателям».
За четыре года «ГМ» предстоит стать крепкой, единой и имеющей свою идеологию партией, иначе в 2020-м году инерции может не хватить.
Что касается «националов», то им на данном этапе важнее всего преодолеть явный раскол по двум направлениям. Первое – это надеяться на авторитет Саакашвили или же наконец попытаться двигаться вперед самим. Второе – продолжение этой же дилеммы: войти или нет в парламент?
Казалось бы, если первый вопрос так или иначе подлежит дискуссии, то со вторым вроде бы все понятно: за ЕНД проголосовали 500 000 человек, конечно, надо входить в парламент, какие тут могут быть вопросы? Но фанатская тусовка ЕНД так не думает и сейчас обильно поливает грязью всех теперь уже депутатов от «Нацдвижения», которые согласились войти в парламент.
Ничего странного. Садомазохистские наклонности не в меру радикальных граждан Грузии уже давно и хорошо известны, и касается это не только «националов». Ведь мы говорим о стране, которая устроила в 1991 году экономическую блокаду России, закрыв собственную территорию от поставок самых различных товаров из СССР. Тогда инициаторам этого совершеннейшего безумия казалось, что они поступают очень умно. А получился анекдот на весь мир.
Были у нас и случаи, когда меньшинство отказывалось входить в парламент, надеясь на то, чтобы «загнать власть в тупик» и «вызвать политический кризис». Но в итоге под гомерический смех власти именно эти политические силы уходили в маргинальное болото.
Одним словом, хватит дурить. В Грузии назревает формирование двухпартийной системы, что само по себе неплохо. Если «националы» не хотят потерять свой полюс, то лучше слушать доводы разума, чем бой барабанов...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции