Эдуард Кокойты намерен участвовать в выборах президента республики в апреле 2017 года. Сегодня агентство «Интерфакс» распространило эту информацию со ссылкой на свои источники в Южной Осетии. Сам Кокойты не подтвердил, но и не опроверг эту информацию.
Эдуард Кокойты был избран президентом Южной Осетии в 2001 году и находился у власти десять лет. 9 декабря 2011 года подал в отставку из-за острого политического кризиса. С тех пор экс-президент не занимается публичной политикой, редко общается со СМИ, проживает в Москве и на родину приезжает изредка.
Как рассказывали мне его сторонники, Кокойты действительно намерен вернуться в политику и занять кресло президента. По информации источников из окружения Кокойты, он намерен заявить о себе до конца года, однако не намерен допускать фальстарта и ввяжется в игру, когда официально начнется предвыборная кампания. Однако задолго до начала президентской кампании его сторонники заметно активизировались в соцсетях и на югоосетинских сайтах, всячески восхваляя изрядно подзабытого 52-летнего политика. Новость о возможном участии экс-президента в республике вызвала неоднозначную реакцию.
Экс-спикер парламента Южной Осетии Станислав Кочиев в разговоре со мной напомнил, что в республике введены законодательные ограничения для кандидатов в президенты:
«Пройдет ли Кокойты эти перипетии, мне очень трудно сказать. У него есть определенный постоянный электорат, не более. Очень сложно сказать о его перспективах. Даже если он не пройдет по каким-то техническим причинам регистрацию в ЦИК, то его электорат может сыграть решающую роль в том случае, если голосование будет проходить на грани. Кого из кандидатов может поддержать в таком случае экс-президент? Сложно сказать, он и с нынешним президентом в очень неплохих отношениях, трудно предугадать».
Мои собеседники считают, что вряд ли Кокойты удастся заручиться серьезной поддержкой электората, поскольку народ помнит последние годы его правления – и давление на оппозицию, и громкие коррупционные скандалы, сопровождавшие процесс восстановления республики, и, наконец, политический кризис 2011 года, приведший к длительному гражданскому противостоянию.
Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев считает, что «реальной целесообразности и политической необходимости в возвращении Кокойты на пост президента нет»:
«Какая-то часть населения хотела бы видеть его возвращение на пост президента, но многие граждане Южной Осетии помнят последние годы его президентства. В 2009 году неподконтрольная ему Народная партия, которую я возглавлял, была рейдерски захвачена его сторонниками, и, несмотря на решение Верховного суда, они продолжают руководить этой партией. Решение суда не выполняется. Я не думаю, что народ Южной Осетии поддержит Кокойты».
В 2011 году политический кризис в республике произошел во многом из-за личного противостояния Эдуарда Кокойты и Дзамболата Тедеева, которому было отказано в регистрации кандидатом в президенты. Тот поддержал Аллу Джиоеву, чью победу Верховный суд не признал. Роланд Келехсаев указывает на возможность резкого обострения общественно-политической ситуации между двумя кланами – сторонниками Тедеева и сторонниками Кокойты, в случае если экс-президент снова попытается баллотироваться в президенты.
Говорит Роланд Келехсаев:
«Насколько я знаю, Дзамболат Тедеев это воспримет как вызов. Многие могут задаться вопросом: если Эдуард Кокойты идет в президенты, то почему это не будет делать Дзамболат Тедеев?»
После громкого политического кризиса 2011 года и провала процесса восстановления республики Кокойты перестал быть фаворитом Кремля. Участие в президентских выборах он может использовать, чтобы громко о себе напомнить и добиться каких-либо преференций от югоосетинского руководства для собственного окружения.
Продолжает Роланд Келехсаев:
«Я думаю, что такой поддержи у него нет в Москве, потому что у Кремля есть две фигуры, которые для него приемлемы, и вряд ли Москва будет переигрывать ситуацию. Это Анатолий Бибилов и Леонид Тибилов. Местная политическая элита будет разыгрывать тоже этот сценарий. И еще про ценз оседлости надо сказать, который он сам же ввел: теперь его самого могут по этому цензу не зарегистрировать».
Сам Эдуард Кокойты был недоступен для комментариев.
Между тем мои источники также подчеркивают, что «при наличии каких-либо договоренностей Кокойты с Тибиловым необходимо принимать во внимание, что Москва не допустит назначения Кокойты на какой-либо серьезный политический пост. На югоосетинскую госслужбу ему путь закрыт».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия