Министерство по делам беженцев Грузии проводит очередной этап распределения квартир в рамках госпрограммы расселения беженцев. До конца года 200 семей получат квартиры в Олимпийском городке и еще 200 в новостройках на улице Дадиани.
У глданской тюрьмы, около конечной остановки маршруток в железном вагоне живет беженка из Абхазии Лия Сонгулия. Ей 45 лет. Вместе с ней это подобие жилища делят две собаки. Вагон, как и земля, на которой он стоит, принадлежит ее знакомому, говорит Лия. Раньше она работала уборщицей в кафе, которым он владел. Сейчас кафе закрылось, а владелец планирует продать землю и недвижимость. Куда тогда идти Лии, – она не знает.
В апреле этого года Лия уже отвечала на наши вопросы. Рассказывала о том, как летом 2015 года заполнила заявку и встала в очередь на получение квартиры в рамках государственной программы по расселению беженцев. Говорила Лия и о том, что с присужденными ей 8,5 баллами, по словам чиновников, жилье ей полагается и получит она его в ближайшем будущем. Впрочем, будущее оказалось не так близко – Лия все еще живет в железном вагоне.
Опять-таки в апреле на наши вопросы отвечал и замминистра по делам беженцев Шота Рехвиашвили. Тогда он обещал записать координаты женщины и проверить их. Сегодня он подтвердил, что Лия Сонгулия в списке претендентов на квартиру. В рамках этого этапа расселения беженцев в министерство поступило около 11 тысяч заявок, говорит Рехвиашвили. Министерство выбрало около тысячи кандидатов с наиболее высокими баллами. Лия Сонгулия, по словам Рехвиашвили, вошла в эту тысячу. Правда, получит ли жилье на этот раз, опять-таки неясно, потому что квартир на этом этапе всего 400.
«Если 8,5 баллов госпожи Лии не изменятся, то есть если у комиссии не появятся дополнительные вопросы относительно этой оценки, то я, конечно, не хочу ничего говорить заранее, но есть реальный шанс, что комиссия удовлетворит запрос госпожи Лии относительно квартиры», – заявил Рехвиашвили.
Результаты этого этапа распределения квартир, по словам замминистра, будут опубликованы 18 ноября.
Рехвиашвили говорит, что в ходе расселения беженцев комиссия учитывает не только жилищные условия, но и такие факторы, как количество детей в семье, здоровье беженца и прочее. Они определены приказом министра от 2013 года.
За деятельностью комиссии, рассматривающей вопрос расселения беженцев, наблюдают различные организации. Принцип ее работы прозрачен, говорит представительница аппарата Народного защитника Мери Кочламазашвили. По ее словам, одна из основных рекомендаций омбудсмена – в первую очередь обеспечивать жильем людей, проживающих в аварийных домах.
В аппарат Народного защитника, говорит Кочламазашвили, периодически обращаются беженцы, которые считают, что баллы, полученные ими, занижены.
«Мы изучаем все такие факты, когда человек обращается и просит перепроверить баллы, мы выясняем, были ли они занижены и насколько. У нас бывали случаи, когда на основании наших рекомендаций или заявлений баллы были увеличены», – говорит Кочламазашвили.
Жилье от государства ожидают около 30 тысяч беженцев только в Тбилиси. Несмотря на то, что министерство не раз предупреждало граждан о том, что квартирный вопрос решается исключительно в самом ведомстве, периодически некоторые из них становятся жертвами аферистов. Неделю назад Служба госбезопасности в очередной раз задержала человека, который за шесть тысяч долларов обещал помочь беженцу получить квартиру без очереди.