Сегодня в Сухуме прошла встреча президента Рауля Хаджимба с общественностью. Ее инициировал сам президент, чтобы отреагировать на выступление Блока оппозиционных сил, которые подвергают жесткой критике действия власти и призывают «создать такие условия, при которых власть должна уйти».
Собрание общественности было многолюдным, зал полон, выступающих было много. Общий тон речей был таков, что критики ныне действующей власти – это отставные чиновники, рвущиеся к своим прежним креслам. Звучащая из их уст критика – необоснованная, они ничего не предлагают обществу, у них нет позитивных программ, направленных на устранение тех проблем, в нерешении которых они обвиняют действующего президента и правительство.
Собрание открыл министр экономики Адгур Ардзинба. Он заявил, что критика, которая звучит в последнее время, построена на лжи и вводит людей в заблуждение. А оппозиционеры, критикующие действующую власть, это люди, которые более десяти лет управляли страной. Он сказал:
«Хочу спросить у тех, кто занимал самые ответственные посты в экономическом направлении последние десять и более лет. Как получилось так, что страна, которая за десять лет получила более 30 млрд рублей финансовой помощи, имела объем внутреннего и внешнего долга более 3,5 млрд рублей? Как получилось, что более 90% всех государственных предприятий – РУПов и МУПов были убыточными или вовсе выведены из строя? Как получилось, что на эти деньги не было создано ни одного предприятия, которое могло бы приносить прибыль в бюджет? Только в молочный завод и в государственные хлебозаводы было вложено более 400 млн рублей. В итоге мы получили молочный завод, который проработал несколько месяцев и закрылся в 2013 году, а практически все хлебозаводы были убыточными».
Убыточными были и шесть абхазских банков из девяти, сумма невозвращенных кредитов к 2014 году составляла более миллиарда рублей. За десять лет экспорт фруктов и овощей сократился почти на 30%, а импорт увеличился почти в семь раз.
Он отметил, что за два последних года доходы собственного бюджета увеличились на 66% или более чем на два миллиарда рублей. А экспорт товаров вырос на 55%.
На кредитование малого бизнеса было выделено 200 млн рублей, что помогло создать сотню новых рабочих мест, и 800 млн рублей выдано в виде кредитов на развитие среднего и крупного бизнеса. Проведена полная ревизия государственных предприятий (РУПов и МУПов) и решено большое количество вопросов. Он признал, что проблем много, но курс взят верный, и его надо продолжать.
Министра экономики на трибуне сменил политик, лидер партии «Единая Абхазия» Сергей Шамба. Он напомнил присутствующим, что ситуация аналогичная нынешней была и в 2014 году. Шамба видит опасность в возможности превратить страну в «банановую республику», в которой власть постоянно меняется путем переворотов. Привел в пример свою партию «Единая Абхазия», которая борется за власть только через участие в выборах. И призвал лидеров всех политических сил следовать их примеру. Шамба сказал:
«Есть очевидные причины для недовольства в обществе, и не будем зарывать голову в песок, нужно прямо смотреть правде в лицо. Тот, кто общается с обществом, с народом знает, что протестный потенциал очень высок. И я бы не хотел, чтобы какие-то политические силы воспользовались этим фактором. Мы не можем раскачивать лодку, мы и так плывем в океане, который штормит, и оттого, что мы ее раскачиваем, мы можем все пойти ко дну».
Вслед за Шамба на трибуну поднялся председатель Народной партии Абхазии Якуб Лакоба, у нас его называют «абхазским Жириновским». Он всецело поддержал президента Рауля Хаджимба, отметил достижения действующей власти и обрушился с уничтожающей критикой на оппозицию. Лакоба сказал:
«Эта оппозиция замешана на мракобесии и одержимости. Мы видим разнузданность, распущенность, организацию массовых беспорядков, ну, чем не фашистские методы и приемы? Оппозиция выдохлась и от этого мечется и еще больше свирепеет. Чего от них ожидать, понять очень трудно, потому что их действия зависят от указания их хозяев. А одно из звеньев этой хозяйской цепи нам известно – это сбежавший от народа экс-президент Анкваб. Так вот, хочется сказать: доколе же вы, господа Бжания, Лакербая и компания, будете испытывать долготерпение честных и добрых граждан и без того истерзанной нашей страны? Возьмите себя в руки, остановитесь, опомнитесь, пока не совсем поздно! Ну, видимо, от них тоже не все зависит...»
Он потребовал, чтобы действующая власть довела до суда уголовные дела, возбужденные по факту штурма Министерства внутренних дел, который был организован оппозицией в июле этого года.
Последним перед общественностью выступил Рауль Хаджимба. Он рассказал о том, какие успехи достигнуты за два года, и сказал, что власть не позволит никому «в пылу реваншизма разрушать государственность».
По поводу критики и угроз в адрес власти со стороны оппозиции Рауль Хаджимба сказал:
«Они не предлагают выхода из ситуации, которую называют «критической», не имеют никакой внятной программы. То, что было представлено партией «Амцахара» в виде программы, фактически предано забвению. Фонд «Апра», при создании которого в апреле 2014 года декларировалась ориентированность на проведение аналитической и экспертной работы, не выступил с какими-либо программными заявлениями. Получается, что оппозиция предлагает вести народ в никуда, не имеет внятной перспективы, подменяет сущностную дискуссию безответственным популизмом.
Им не нравится, когда мы говорим о внутренних резервах развития. Когда они были у власти, у них хорошо получалось лишь осваивать российские деньги, но не зарабатывать самим. В годы, на которые приходился пик российских финансовых вливаний – 2011-й и 2012-й, – у нас был собственный бюджет почти вдвое меньше, чем сейчас. Спрашивается: куда подевались налоги, где неизбежный мультипликативный эффект от использования российских денег в абхазской экономике? Почему не было роста собственной доходной части бюджета? Почему за последние два года при тех же объемах российских денег наши собственные доходы заметно растут? Ни это ли свидетельство наличия тех самых внутренних резервов и одновременно яркая иллюстрация провальной экономической и финансовой политики и безудержной коррумпированности лиц, которые ныне критикуют нас с оппозиционных трибун? У них просто нет морального права на такую критику».
Тем не менее Рауль Хаджимба заявил, что готов к диалогу и отвергает принцип деления общества «на своих и чужих».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия