Accessibility links

Кремль Кокойты больше не доверяет?


По мнению экспертов, годы правления Эдуарду Кокойты ознаменовались серьезными внутриполитическими и коррупционными скандалами и Москва потеряла к нему доверие
По мнению экспертов, годы правления Эдуарду Кокойты ознаменовались серьезными внутриполитическими и коррупционными скандалами и Москва потеряла к нему доверие

Москва прекратит финансовую помощь Южной Осетии в случае возвращения экс-президента Эдуарда Кокойты на пост главы республики, заявил директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. Аналитик является приближенным Владислава Суркова – помощника российского президента по взаимодействию с Абхазией и Южной Осетией, и его слова в Цхинвале восприняли как прямой сигнал из Москвы.

О политических амбициях экс-президента Южной Осетии Эдуарда Кокойты общественность узнала от лояльной к нему Народной партии. О готовности политика баллотироваться в президенты пару дней назад сообщила на своей странице в «Фейсбуке» пресс-секретарь «народников» Таира Гаглоева.

Сам Кокойты хранит молчание. Бывший югоосетинский президент пока не опроверг и не подтвердил эту информацию. Впрочем, Москва незамедлительно и недвусмысленно дала понять – она не собирается иметь дело с Кокойты.

Директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков, приближенный к помощнику российского президента Владиславу Суркову, в интервью ИА «Спутник» сказал, что Москва прекратит финансовую помощь Южной Осетии в случае возвращения Эдуарда Кокойты на пост президента:

Все будет по Чеснакову?
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:53 0:00
Скачать

«Заявления Кокойты о готовности к возвращению в политику рассматриваются как попытка дестабилизации в республике, поскольку нет правовых механизмов для обеспечения его возвращения к власти. Москва не будет иметь дело с Кокойты. С Кокойты республика лишится финансирования, так как именно при нем воровство бюджетных средств, направленных из России на восстановление и развитие республики, достигло небывалых масштабов... Если бы Кокойты теоретически вернулся, что невозможно ввиду того, что он не проходит по цензу оседлости, то с ним бы вернулись старые порядки по «распиливанию» денег, а этого в Москве не допустит никто».

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО Николай Силаев обращает внимание на то, что даже при желании Эдуард Кокойты не сможет участвовать в президентских выборах 2017 года, так как не удовлетворяет требованиям ценза оседлости. По мнению эксперта, экс-президент пытается прощупать почву:

«Я думаю, что Кокойты пока принимает решение, будет ли он принимать участие в выборах, и то, что он не заявил об этом лично, свидетельствует, что решение пока не принято. Его расчет – проверить, как на новость о его выдвижении будут реагировать и в Цхинвале, и в Москве, и, в зависимости от того, какая будет реакция, он будет принимать решение. При этом крайне маловероятно, что он будет зарегистрирован. В республике он в последние годы не живет, почти все время проводит за пределами республики, и этот факт может быть подтвержден данными о пересечении границы. Закон о цензе для кандидатов в президенты, который он сам предложил, продолжает действовать. Кокойты не зарегистрируют кандидатом в президенты, и, собственно, Чеснаков об этом сказал, что нет правовых механизмов, позволяющих ему участвовать в выборах. Поэтому он больше всего рассчитывает не на участие в выборах, а на то, что и в Москве, и Цхинвале, опасаясь дестабилизации в случае его выдвижения, пойдут с ним на какие-то переговоры и дадут ему какие-то преимущества, скорее всего, не связанные с Южной Осетией. Москва с ним переговоры вести не будет. Москва с Кокойты, совершенно очевидно, работать не будет.

– Как вы считаете, почему Кокойты не собрал пресс-конференцию и не заявил открыто о своих планах? Почему мы имеем вброс через актив Народной партии, где он официально не состоит?

– У Кокойты всегда были плохие отношения с прессой. Он прощупывает почву и пока не сделал заявлений, после которых невозможно было бы отмотать назад без значительной потери лица, поэтому он предпочитает, чтобы о его участии говорил кто-то третий: или источник, в случае с «Интерфаксом», либо Таира Гаглоева, представляющая Народную партию, но не он сам. Он прощупывает почву, можно ли напугать Москву, и, если его не зарегистрируют, он попытается устроить уличные протесты. Москва испугается и пойдет с ним на переговоры. На мой взгляд, все последние события и заявление Чеснакова говорят о том, что на переговоры Москва с ним не пойдет. Москву очень непросто напугать. Понимаете, давление на Кремль – это такая вещь, которую многие пробовали, включая, например, президента США Барака Обаму и других американских президентов, и даже у американских президентов это не получалось. То, что это получится у Эдуарда Кокойты, крайне маловероятно. Ситуация 2011 года была опасной, но это не было давлением на Кремль, а острым политическим кризисом. Тогда речь шла не о том, что Кремль испугался протестов, а о том, что Кремль воспринял этот кризис как угрозу стабильности Южной Осетии и Южного Кавказа. Тогда это был другой механизм. Да, Кокойты намекает на то, что устроит что-то подобное, но он не устроит. Время и ситуация изменились. У него есть сторонники, но они не так мотивированы».

Югоосетинский эксперт Роланд Келехсаев считает, что Южной Осетии сегодня нужны новые лидеры и бывший президент не востребован гражданами республики:

«О том, что Эдуард Кокойты не был реформатором, а в последние годы своего правления превратился в диктатора, говорит тот факт, что он притеснял всех несогласных с ним, не допускал инакомыслия. Мы видели, к чему это привело в 2011 году, когда народ потребовал смены власти и дело дошло до гражданского противостояния. Экс-президент не был эффективным управленцем и большую часть времени проводил за пределами республики, нежели в Цхинвале. То, что Кокойты не востребован гражданами Южной Осетии, нашим народом, – это однозначно. Почему он не озвучивает свои планы открыто журналистам? Это попытка шантажа. Потому что он может потом заявить, что не знает об информации, опубликованной в посте Таиры Гаглоевой, ничего, или скажет, что его неправильно истолковали и неправильно поняли и это чья-то самодеятельность. Фактически получается, что кроме так называемой «Народной партии» у него сторонников нет. Но сейчас вокруг него стали собираться недовольные, оказавшиеся не у дел. Южной Осетии нужны реформы... А сейчас получается, что люди собираются вокруг чьей-либо фигуры не ради идеологии и политических программ, а ради личной наживы, и эту практику надо прекращать».

По мнению Николая Силаева, после четкого сигнала из Москвы «Кокойты аккуратно с этой темы сойдет».

В целом, российские эксперты напоминают, что годы правления Кокойты ознаменовались серьезными внутриполитическими и коррупционными скандалами, и Москва потеряла к нему всякое доверие. Отсутствие поддержки Кокойты в силовых структурах, администрации президента и правительстве России подтверждают и мои источники. Многомиллионные нецелевые растраты, выявленные Счетной палатой, напрямую связывают в России с именем Кокойты.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG