Срок воинской призывной службы в Южной Осетии сократят с 18 до 12 месяцев, сообщили в Министерстве обороны республики. В ведомстве также отметили, что большая часть военнослужащих несут службу на контрактной основе и нет необходимости в том, чтобы призывники служили полтора года.
По словам армянского политолога Гагика Авакаяна, все указывает на то, что Южная Осетия в условиях неразрешенного конфликта с Грузией сокращает свою армию. Это может означать только одно: она целиком и полностью передает вопрос своей безопасности в ведение Российской Федерации, говорит Гагик Авакян:
«Южная Осетия на данном этапе видит для себя гарантии безопасности исключительно в российском векторе.
– А в Армении что говорят о возможном сокращении срока срочной службы в армии с двух лет до 18 или 12 месяцев?
– Нет, в Армении не сокращают срок службы. Более того, ужесточают правила призыва. Если раньше люди, обучающиеся в лицензированных государственных вузах, призывались по окончании учебы, то теперь они призываются по достижении призывного возраста вне зависимости от того, где учатся. Время от времени возникают вопросы о призыве девушек, причем исходят они и поддерживаются в основном женской половиной нашего общества. Я во многом неудовлетворен тем, что делается для обеспечения нашей безопасности, но хотя бы в этом вопросе у нас есть ясность – безопасность Армении должна обеспечивать ее собственная армия».
В 2008 году численность вооруженных сил Южной Осетии составляла около 3000 человек, после сокращения последних лет осталось 1250 военнослужащих. В основном это парни, которым хорошо за 30, если не за 40 лет. Т.е. приближается возраст, когда им пора подумать о пенсии.
Я где-то читал о 15 тысячах резервистов, мне кажется это явное преувеличение, но не это принципиально, важно другое – сколько бы их там ни было, они тоже не молодеют.
Вопрос: кто на смену? Закончилось время, когда значительная часть мужского населения за скромное жалование состояла в ополчении или армии и за счет службы как-то сводила концы с концами. Теперь из молодых мало кто смотрит в эту сторону, их больше привлекает учеба в российских вузах, карьера на гражданке или бизнес.
Порядка 130 парней, которые ежегодно призываются на срочную службу, – это и есть перспектива Министерства обороны. Скольких из них по истечении 12 месяцев срочной службы заинтересует служба по контракту?
По самым оптимистичным прогнозам – до взвода. Т.е. за пять лет можно будет насобирать от полуроты до роты на смену стареющим ополчению и вооруженным силам.
В Южной Осетии подобная перспектива у многих вызывает тревогу. И дело здесь даже не в доверии или недоверии к России. Совсем нет. Многие говорят о том, что безопасность – это вопрос, который, в принципе, не может передоверяться полностью. Союзники и покровители – это замечательно, но нужно иметь и что-то свое.
В условиях весьма скромных людских ресурсов как о выходе из положения многие говорят о системе резервистов, в которой присутствовал бы элемент принуждения мужского населения к военному ремеслу.
По мнению военного обозревателя, полковника в отставке Виктора Литовкина, подобная модель может стать для Южной Осетии наилучшей:
«Примерно это выглядит так. Создается штатный резерв. В военкоматах записывают людей в резервисты, подписывают с ними договоры, по которым они получают какие-то небольшие деньги. Они периодически приходят на сборы, участвуют в подготовке территориальной обороны, вместе с российской военной базой участвуют в учениях и т.д. Это серьезная работа, я не знаю, проводится ли она в республике, но вот так она должна быть организована».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия