Принятие Европарламентом резолюции по противодействию российской пропаганде может повлиять на политику ЕС в отношении стран постсоветского пространства. Москва, говорится в документе, с целью повысить свое влияние использует инструменты, порочащие Евросоюз. В качестве основных инструментов российской пропаганды евродепутаты называют финансирование пророссийских политических организаций в сопредельных с Россией странах и государствах ЕС, а также вещающий на разных языках телеканал RT и информагентство Sputnik.
Европарламент поставил Россию на одну ступень с ИГИЛ. Депутаты законодательного органа ЕС большинством голосов (304 – «за», 179 – «против», 208 – «воздержались») приняли резолюцию о противодействии российской и исламистской пропаганде. Как заявила верховный представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности Федерика Могерини, мир живет в эпоху «постправды» (post-truth, когда истина перестает быть принципиально важной), и от того, научится ли ЕС противодействовать пропаганде, зависит будущее Сообщества.
На пути к этому будущему есть вполне конкретная преграда, считают авторы резолюции под названием «Стратегическая коммуникация ЕС по противодействию направленной против него пропаганды третьих сторон». Суть сложного названия – как бороться с информационными кампаниями Москвы и террористической группировки «Исламское государство». Тот факт, что Россия и ИГИЛ оказались в одном документе, вызвал недовольство ряда европарламентариев. Но, как заверила одна из авторов резолюции, глава фракции «зеленых» в Европарламенте Ребекка Хармс, в один документ Москва и ИГИЛ попали потому, что в обоих случаях речь идет об информационной войне против ЕС.
«Я думаю, что настало время, чтобы Европейский парламент серьезно отнесся к проблеме информационной войны и принял несколько хороших и разумных решений. Это особенно актуально теперь, когда мы видели избирательную кампанию в США и кампанию, предшествовавшую Brexit. Мы имели возможность наблюдать, как пропагандистскими методами пытаются ослабить связи внутри ЕС».
Особенно активно, по мнению евродепутатов, пропаганда ведется среди восточных соседей ЕС. А такие «псевдоинформагентства, как Sputnik, а также социальные сети и тролли, используются Москвой для того, чтобы поставить под сомнение демократические ценности».
В России на такую трактовку ее информационной деятельности обиделись. Президент страны Владимир Путин назвал резолюцию Европарламента деградацией представлений о демократии:
«Это говорит о том, что мы наблюдаем совершенно очевидную деградацию в политическом смысле этого слова представлений о демократии в западном обществе, в данном случае на уровне Европарламента. Но очень рассчитываю на то, что здравый смысл восторжествует и реально никаких ограничений мы здесь не увидим. Ну а тех наших представителей прессы, журналистов, которые побудили представителей представительного европейского органа (Европарламента) принимать такие решения, хочу поздравить с тем, что они проводят весьма активно, результативно и талантливо свою работу».
Как конкретно ЕС намерен бороться с пропагандой, не уточняется, как и то, будут ли в отношении российских СМИ, указанных в документе, применяться ограничительные меры. Известно лишь, что на противодействие российской пропаганде, предположительно, будет выделен миллион евро. А противостоять вызовам должна будет Оперативная рабочая группа по стратегическим коммуникациям ЕС – East Stratcom. Она начала свою деятельность в апреле 2015 года по указанию главы европейской дипломатии Федерики Могерини, отслеживая влияние российской пропаганды в Армении, Азербайджане, Беларуси, Грузии, Молдове и Украине.
В грузинском неправительственном секторе, комментируя резолюцию, с сожалением констатировали, что Грузия в документе никак не упоминается. В качестве примера российской «мягкой силы» в резолюции приводится Крым, а мощная информационная кампания против Грузии в августе 2008-го (российско-грузинская война) и в последующие годы никак не затронута. В то время как и сегодня в стране вопрос российской пропаганды стоит очень остро.
В 2015 году даже было проведено исследование с целью прояснения вопроса принадлежности интернет-СМИ с пророссийской редакционной политикой. Результаты оказались не очень радостными. По словам представителя НПО «Международная прозрачность – Грузия» Нино Робакидзе, одним из отличительных признаков российской пропаганды в Грузии является то, что она работает на грузинском языке и доступна для широких масс. А это значительно усложняет борьбу с ней:
«У того же Sputnik есть грузинское представительство, грузиноязычная страница. Фактически популярность русскоязычных СМИ очень мала по сравнению с грузиноязычными пропагандистскими медиа. И это очень опасно. К таковым относятся, например, телекомпании «Дро» (Время), «Объектив» (аффилирована с партией «Альянс патриотов»), насыщенные пророссийским содержанием. Существует несколько десятков, а то и сотен онлайн-СМИ и даже цифровые телеканалы. К сожалению, мы не можем точно измерить их рейтинг, но, если присмотреться к изменению отношения к Европе и западным ценностям, видно, что у этих СМИ большое влияние. На протяжении последних лет значительно увеличилось количество тех, кто поддерживает урегулирование отношений с Россией и Евросоюзу предпочитает Евразийский союз».
По словам Робакидзе, «Коалицией за Евроатлантическую Грузию», в которую входят несколько десятков НПО, разработан пакет законодательных инициатив, которые планируется внести на рассмотрение в парламент. Их цель – на законодательном уровне зафиксировать наличие опасности российской пропаганды, а также обязать все местные СМИ придерживаться таких принципов, как суверенитет и территориальная целостность Грузии. Тот же принцип в законодательном пакете будет использован и в отношении политических организаций. Сейчас, по словам Робакидзе, специалисты заканчивают работу над поправками, и в первых числах декабря пакет будет внесен в высший законодательный орган.