О ликвидации еще двух членов бандподполья в Ингушетии заявили на этой неделе в Национальном антитеррористическом комитете России (НАК РФ). Действительно ли в республике возможна активизация вооруженного подполья или речь идет о контролируемом процессе борьбы с террористическими угрозами?
24 ноября в Назрани провели очередную спецоперацию по захвату предполагаемых участников НВФ. В этом году это уже третья спецоперация, когда подозреваемых не удалось взять живыми. Сначала в мае сотрудники силовых структур в один день, но в разных местах убили пятерых человек: Хизира Галаева, братьев Усмана и Зураба Цолоевых и еще двух братьев Местоевых. Согласно официальной версии, все эти люди оказали вооруженное сопротивление, но родители Местоевых и Цолоевых публично заявили о своем несогласии с такой трактовкой событий. Свои сомнения они высказали корреспонденту «Новой газеты» Елене Масюк, когда она приезжала в Ингушетию в составе делегации Совета по правам человека при президенте РФ. «Это было сделано в рамках закона, крайне разборчиво и правильно. А дальше следствие разберется», – прокомментировал глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров все заявления о внесудебных казнях.
Тогда же официальные источники сообщили о раскрытии в республике «спящей ячейки» ИГИЛ. Было задержано еще более 10 человек по этому делу, а в октябре пресс-служба ФСБ отчиталась уже о ликвидации эмиссара «Исламского государства» Зубейра Саутиева. Вместе с ним в заблокированном частном доме в селении Насыр-Корт убили еще трех человек, после того как переговоры об их добровольной сдаче зашли в тупик. Примерно в то же самое время, но в другом населенном пункте, застрелили супругов Аушевых. И в этом случае сотрудники ФСБ заявили о вооруженном сопротивлении. Родственники убитых не стали обращаться с жалобами на действия силовиков, как, впрочем, и в случае с задержанием 14 ноября пятерых жителей Ингушетии, обвиняемых в связях с группой Зубейра Саутиева. Если проанализировать все пресс-релизы НАК по Ингушетии за последние полгода, получается, что спецслужбы действуют на опережение, не давая пробудиться «спящей ячейке» ИГИЛ. В противном случае населению республики угрожала бы серия терактов в местах массового скопления людей. По сложившейся традиции правоохранительные органы выдают минимум информации, ограничиваясь стандартными формулировками.
Согласно тем же источникам, отец и сын Илиевы, убитые 24 ноября, также оказались вовлечены в ячейку ИГИЛ. Как доказательство этому утверждению оперативная съемка демонстрирует изъятые из их дома боеприпасы и флаг с символикой «Исламского государства». В этот раз не обошлось без потерь со стороны спецназовцев. По официальной информации, до того, как начался штурм дома, оттуда вышли женщины. При каких обстоятельствах погибли сотрудники, официальных данных нет, но по версии, которую слышали соседи Илиевых, из блокированного дома вышли все члены семьи, кроме сына. Хозяин дома в сопровождении двух сотрудников ФСБ вернулся обратно, чтобы попытаться убедить сына сдаться, и в это время внутри дома началась стрельба. По состоянию на 26 ноября жалобы от родственников Илиевых в органы прокуратуры или в правозащитные организации не поступали, а трупы отца и сына находились в морге республиканской больницы под охраной. Дом Илиевых взорвали.
По странному стечению обстоятельств 24 ноября, когда силовики проводили разминирование в доме Илиевых при помощи накладного взрыва, в Назрани прозвучал еще один, незапланированный. СМИ сообщили о взрыве газа при проведении земельных работ по ул. Почтовая, в результате которого погибли три сотрудника «Водоканала» и еще два человека получили ранения. Официальную версию подтвердил и глава республики, который пообещал наказать виновных, пренебрегших мерами техники безопасности. Очевидцы этого происшествия сомневаются в том, что взорвался газопровод. Тела погибших буквально разорвало на части. Есть предположение, что при рытье траншеи ковш трактора задел заложенное в землю взрывное устройство. Если это так, следствие должно разобраться в том, каким образом и когда бомба оказалась закопанной в нескольких метрах от забора новой школы, открытие которой планировалось в ближайшее время. Необходимо как можно подробнее информировать население об обстоятельствах случившейся трагедии и о ходе ее расследования, чтобы не допускать вольной интерпретации этих событий.
Эскалация вооруженного конфликта сразу в четырех регионах Северного Кавказа может быть связана как с усилением подполья, так и с желанием силовиков продемонстрировать эффективность Нацгвардии, считают кавказоведы, опрошенные недавно интернет-изданием «Кавказский узел».
Пока сложно говорить о том, является ли обострение ситуации в Ингушетии тенденцией, но увеличение количества спецопераций на территории республики – сигнал очень тревожный.