Сегодня начался визит премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили в Брюссель. Затянувшийся процесс предоставления Грузии безвизового режима с Евросоюзом – один из главных вопросов в переговорах грузинской делегации с представителями европейских структур. По этому вопросу накануне глава внешнеполитического ведомства Михаил Джанелидзе на конференции в Европарламенте заявил, что Грузия стала заложницей дебатов между европейскими институтами.
О важности визовой либерализации для Грузии премьер-министр Георгий Квирикашвили говорил в первый день своего первого визита в Брюссель после парламентских выборов.
«Мы ожидаем, что внутренние процессы в Брюсселе будут завершены в ближайшее время и ожидания грузинского населения будут оправданы», – заявил Квирикашвили после встречи с президентом Европарламента Мартином Шульцем. О каких внутренних процессах идет речь, уточнил сам Мартин Шульц:
«Я настроен оптимистично, что решение будет сделано в ближайшие дни, и между Советом министров ЕС и Европарламентом будет согласован компромиссный вариант так называемого сдерживающего механизма».
На принятии сдерживающего механизма, который позволит странам легко реагировать на нарушения условий безвизового режима, настаивают Германия и ряд других стран Старой Европы. Из-за выработки этого механизма задерживается получение Грузией безвизового режима. Если бы не это обстоятельство, а также не наплыв мигрантов в Европу, а потом и выход Британии из состава ЕС, то все формальности по введению безвизового режима для Грузии должны были завершиться в июле.
Видимо, это и заставило министра иностранных дел Грузии Михаила Джанелидзе накануне в Европарламенте заявить о том, что Грузия «оказалась заложницей межинституциональных дебатов, что плохо отражается на духе хорошего партнерства».
Он выступал на конференции под название «Визовая либерализация как инструмент внешней политики ЕС»:
«У нас полное понимание тех трудностей, перед которыми оказался ЕС из-за растущего миграционного потока, популизма и влияния экстремистской идеологии. Но мы должны также учесть, какова цена у неоправданно запоздалых решений, которые касаются выполнения общих обязательств ... а цена этому, – зарождение евроскептицизма, который не входит в интересы ни Грузии, ни ЕС».
Говорил глава МИД Грузии и о другой цене:
«Среди грузин все еще есть приятные воспоминания о советских временах, когда за 37 рублей можно было в любое время без препятствий слетать в Москву. Мы должны разрушить эти стереотипы. Мы должны сделать доступными европейские столицы для грузин».
Политолог Георгий Гобронидзе доволен такой позицией правительства Грузии:
«Вот сколько времени мы ждем (безвизового режима). То причиной задержки стал механизм сдерживания, потом Brexit, и этот процесс все откладывается. А в обществе на этом фоне наблюдается рост евроскептицизма, и об этом должны знать наши европейские партнеры. Я в этом не вижу никакого ультимативного тона или что-то такое. Это абсолютно правильное послание, которое отражает ту реальность, которая у нас есть в стране».
Позитивным Гобронидзе считает и тот факт, что после выборов глава правительства Георгий Квирикашвили первый визит нанес в Брюссель. «Это очередное декларирование внешнеполитического курса», – считает Гобронидзе и отмечает, что вместе с визовой либерализацией премьер-министру придется говорить и об исполнении обязательств, взятых Грузией перед ЕС.
2 декабря состоится заседание Совета по вопросам ассоциации, на котором европейскими партнерами будет дана оценка процессу исполнения договора (об ассоциации). В частности, речь зайдет о соблюдении прав человека, правосудии, свободе СМИ и политических процессах – о сферах, в которых, по оценкам правозащитников, грузинские стандарты далеки от европейских.