Accessibility links

Дело фотографов: справедливость спустя пять лет


По работам четырех фоторепортеров мир узнал о жестоком разгоне акции протеста оппозиции 26 мая 2011 года
По работам четырех фоторепортеров мир узнал о жестоком разгоне акции протеста оппозиции 26 мая 2011 года

Сегодня Главная прокуратура Грузии объявила о раскрытии громкого дела фотографов, среди которых был бывший личный фотограф президента Михаила Саакашвили Ираклий Геденидзе. Он, его супруга и двое его коллег были арестованы в июле 2011 года и обвинены в шпионаже в пользу России.

Когда восторжествует справедливость? У фотографов Ираклия и Нателы Геденидзе, Георгия Абдаладзе и Зураба Курцикидзе на этот вопрос свой ответ: «Через пять лет». Все четверо были арестованы в начале июля 2011 года и обвинены в шпионаже в пользу России. Тогда они были вынуждены согласиться на процессуальную сделку, с тех пор официально считаясь «шпионами». Мало кто сомневался тогда в том, что их задержание было связано с их профессиональной деятельностью – по их фотографиям мир узнал о жестоком разгоне акции протеста оппозиции 26 мая 2011 года.

После прихода к власти «Грузинской мечты» фоторепортеры тщетно добивались от Главной прокуратуры снятия с их дела грифа «секретно» и проведения повторного расследования. Лишь сегодня представитель Главной прокуратуры Кока Кацитадзе заявил о том, что «дело фоторепортеров раскрыто». Задержан бывший высокопоставленный чиновник контрразведки Давид Девнозашвили, обвинение в превышении полномочий предъявлено и находящемуся в розыске бывшему директору тюрьмы №8 Александру Мухадзе.

Дело фотографов: справедливость спустя пять лет
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:29 0:00
Скачать

«В тюрьме по распоряжению директора учреждения Александра Мухадзе по кличке Киллер представители правоохранительных органов на фоторепортеров осуществляли систематическое психологическое давление – в их камерах не выключали свет, велся постоянный видеоконтроль. По распоряжению Мухадзе заключенных забирали в администрацию тюрьмы, где уже Давид Девнозашвили вместе с другими сотрудниками продолжал добиваться от фоторепортеров признательных показаний», – заявил Кока Кацитадзе.

Затягивание расследования он объяснил тем, что много времени ушло на то, чтобы снять с материалов дела гриф «секретно».

Одновременно с расследованием прокуратура намерена обратиться в апелляционный суд для пересмотра обвинительных приговоров фоторепортеров. Один из них, Георгий Абдаладзе, надеется на скорое решение:

«Мы надеемся, что суд примет соответствующее решение и докажет нашу невиновность. Девнозашвили уже задержан, надеюсь, что следствие дойдет и до заказчиков».

Сегодня имена заказчиков не называли. Пять лет назад дело фоторепортеров многие оценили как личную месть Михаила Саакашвили. Дело в том, что один из фигурантов дела Ираклий Геденидзе был личным фотографом президента Михаила Саакашвили, и благодаря этому он 26 мая смог сделать снимки разгона акции протеста, а потом с помощью коллег Зураба Курцикидзе, представителя «Европейского пресс-фото-агентства» в Грузии, и Георгия Абдаладзе распространить их. Это вызвало резонанс в мировом сообществе.

Представитель партии Михаила Саакашвили «Нацдвижение» Отар Кахидзе сегодня заявил, что не доверяет прокуратуре Иванишвили. Свою вину не признает и задержанный Давид Девнозашвили.

Как оценивает дело фоторепортеров спустя пять лет Михаил Саакашвили, неизвестно. Но тогда Саакашвили в беседе с радио «Эхо Москвы» утверждал, что узнал о готовящихся арестах только за полчаса до того, как они были произведены, и что о расследовании его лично никто не информировал:

«Это не паранойя, это верховенство закона и равенство для всех. Что касается конкретно личного фотографа, я был очень расстроен, я до сих пор очень расстроен. Но мои личные чувства тут на втором плане. Ничего личного в этом быть не может. У меня есть, конечно, личные отношения, но business as usual в этой стране, так должно быть».

Правозащитница Лия Мухашаврия и тогда была уверена, что Михаил Саакашвили лукавит и что дело было шито белыми нитками. Сегодня ее настораживает другое – затянувшийся процесс снятия грифа «секретно»:

«Это, безусловно, доказывает, что сфабриковавший тогда это дело и по сей день имеет влияние и старается сделать так, чтобы такие дела не были раскрыты. Думаю, речь о среднем звене в правоохранительных органах. Они хорошо знают, что тогда было совершено преступление, и боятся уголовного преследования».

По мнению Лии Мухашаврия, наказание должны понести все представители правоохранительной, пенитенциарной и судебной системы, которые на разных этапах имели отношение к делу фоторепортеров.

XS
SM
MD
LG