Грузинская национальная валюта продолжает обесцениваться. Сегодня был побит очередной антирекорд – официальный курс опустился до 2 лари 66 тетри за один доллар. На фоне этой беспрецедентной девальвации члены правительства делают заявления, которые эксперты называют невнятными, а то и вовсе странными.
За почти 20-летнюю историю своего существования лари никогда не опускался так низко. В обменных пунктах и банках грузинскую национальную валюту продают уже по курсу, вплотную приблизившемуся к отметке 2 лари 70 тетри за доллар.
Сегодня в течение дня прозвучало всего два заявления правительственных чиновников о складывающейся ситуации. Первое принадлежит министру экономического развития Георгию Гахария, который не нашел ничего лучшего, кроме как повторить тезис о набивших оскомину «внешних факторах»:
«То, что происходит сейчас на валютных рынках, находится в прямой зависимости от ситуации в регионе, а в частности, это связано с девальвацией турецкой лиры. Следовательно, мы имеем дело с кратковременной тенденцией, после которой мы вскоре ожидаем улучшения. Планы правительства ориентированы на быстрый экономический рост, что является самым надежным средством для долгосрочной стабильности курса лари», – заявил министр.
Лаконичный комментарий замминистра финансов Георгия Табуашвили и вовсе прозвучал будто с другой планеты:
«Я не смогу назвать детали и причины происходящего. Не верьте в обесценение лари. Все будет хорошо», – кинул на ходу чиновник журналистам.
Банковского эксперта Георгия Кепуладзе тональность подобных заявлений чиновников явно озадачила. По мнению Кепуладзе, либо в правительстве не осознают драматичности процессов, происходящих в грузинской экономике, либо там попросту не знают, что делать:
«Весьма печально, что в стране практически не осталось официальных лиц, заявления которых бы заслуживали доверия общественности. На протяжении последних месяцев мы слышим от представителей высших эшелонов власти обещания скорейшей стабилизации лари, но события разворачиваются в противоположном направлении. В заявлениях властей не прозвучало никаких антикризисных мер, речь идет лишь о защите граждан, имеющих задолженность в долларах. Естественно, это плохой сигнал для рынка, который вновь массово скупает валюту», – резюмировал Георгий Кепуладзе.
Экономист Ираклий Кипиани также считает, что общество устало от «сказок властей». По мнению эксперта, заявления властей как раз и стали одной из причин падения лари:
«Искать причины девальвации во внешних факторах как минимум несерьезно. Лари обрушили заявления властей о грядущем увеличении акцизных сборов на некоторые виды продукции. Естественно, в этих условиях бизнес во что бы то не стало стремится успеть до нового года создать значительный запас, что безусловно рождает дополнительный спрос на доллар».
В свою очередь, экономист Гоча Тутберидзе указывает на еще одну важную проблему – принятие бюджета:
«Госбюджет на будущий год сверстан в расчете на курс 2 лари 50 тетри за один доллар. В этих условиях следовало бы ожидать, что проект будет скорректирован, однако этого не произошло. А утверждение бюджета состоится уже завтра. Поэтому либо власти верят, что курс через три недели вернется к прописанной в документе отметке, либо сложно сказать, на что рассчитывают».
Действенной мерой по борьбе с кризисом, по мнению Гочи Тутберидзе, могло бы стать радикальное, а не косметическое сокращение правительственных расходов на будущий год – не менее чем на 10%.