Сегодня стало известно о смерти в Сирии еще одного жителя Панкиси – Рамзана Багакашвили. Его отъезд в эту страну почти два года назад вызвал шумный скандал. Тогда Рамзан вместе с несовершеннолетним односельчанином Муслимом Куштанашвили беспрепятственно прошел погранконтроль в Тбилисском аэропорту, чтобы через Турцию перебраться в Сирию и примкнуть к рядам ИГИЛ.
Последний раз Тина Алханашвили видела своего сына Рамзана Багакашвили 2 апреля 2015 года. Тогда она его проводила в школу – ему было 18 лет, и он учился в 11 классе. Вместе с ним был 16-летний Муслим Куштанашвили. Но вместо того, чтобы пойти в школу, они направились в Тбилисский аэропорт и улетели в Турцию, а оттуда перебрались в Сирию. За это время Рамзан выходил на связь с матерью, старался подготовить ее к тому, что живым она его больше не увидит. О разговорах матери и сына рассказывает независимый журналист из Панкиси Сулхан Бордзикашвили:
«Она сказала мне, что Рамзан через интернет с помощью приложения WhatsApp связывался с ней, говорил, чтобы не нервничала, что он хотя и в Сирии, но в безопасном месте. Но там же говорил матери, что он никогда не вернется в Грузию, потому что ушел на джихад».
Но вчера вместо сына на связь с Тиной Алханашвили вышел кто-то другой, сказать, что ее Рамзана больше нет в живых.
В Панкисском ущелье многие убеждены, что если бы не попустительство властей, парень сегодня был бы жив. Ведь он вместе с 16-летним Муслимом Куштанашвили беспрепятственно прошел пограничный контроль. Рамзан тогда учился в 11-м, Муслим в десятом классе. А школьников без официального согласия родителей за рубеж не выпускают.
Исчезновение школьников вызвало возмущение жителей Панкисского ущелья. Совет старейшин потребовал тогда от грузинских властей найти и наказать людей, которые вербуют в ущелье молодых людей и отправляют их на войну в Сирию.
Вскоре были задержаны несколько жителей Панкисского ущелья, среди них и Аюб Борчашвили. За связь с ИГИЛ он в марте 2016 года был осужден на 14 лет лишения свободы.
После этого отток молодых панкисцев в Сирию резко сократился. На это повлияла и гибель уроженца Панкисского ущелья, одного из лидеров «Исламского государства» Тархана Батирашвили, известного как Умар аш-Шишани. С участившимися вестями о смертях в Сирии жителей Панкиси угас и «романтический» пыл местной молодежи, симпатизирующей экстремистским группировкам.
Глава Совета старейшин Заур Гумашвили считает, что молодые люди, уехавшие воевать в Сирию, – жертвы фанатизма:
«В целом это глобальная проблема. Власть и население вместе должны серьезно работать над этим вопросом, нужен комплексный подход. В последнее время мы наблюдаем, как молодежь стала больше интересоваться образованием. Очень многие поступили или собираются поступить в вузы Грузии».
В то же время судьба десятков молодых людей из Грузии, в том числе ушедшего вместе с Рамзаном Багакашвили Муслима Куштанашвили, остается неизвестной. Точнее, нет никаких обнадеживающих вестей, говорит политолог Георгий Гобронидзе:
«Мы, к сожалению, будем узнавать о гибели молодых людей, покинувших Грузию и воюющих в террористических организациях. Это будет длиться до тех пор, пока в Сирии и в Ираке продолжается война и «Исламское государство» сохраняет свои позиции».
А с учетом того, продолжает Георгий Гобронидзе, что международное сообщество реагирует на годами длящийся сирийский кризис неэффективно, вести из этого ближневосточного региона долго еще будут недобрыми.