В воскресенье, 12 марта, Абхазия будет выбирать новый парламент. «Это голосование, скорее всего, будет последним, когда республика выбирает себе главный законодательный орган страны по мажоритарной системе», – пишет абхазский журналист Инал Хашиг на сайте jam-news. На 35 мест в Народном Собрании претендуют 138 кандидатов. Однако как минимум треть из них отказались от участия в прямых дебатах, притом, что эфир для кандидатов бесплатный. Отказники понимают, что, не имея особых талантов в ораторском искусстве, участие в дебатах, кроме минусов, ничего не сулит. В итоге, по словам Инала Хашиг, предпочтение отдается более привычным механизмам воздействия на электоральную среду – решению социальных проблем конкретно взятого округа.
«Если в городских округах у кандидатов, не пользующихся банальным подкупом электората, есть хоть какой-то шанс быть избранным за счет своей программы, харизмы и ораторских способностей, то в регионах принцип «ты мне – я тебе» работает практически безотказно. Еще одним из действенных механизмов влияния на умы является «клановое» мышление. Это когда избиратель голосует исключительно за своего, может быть, и дальнего, но все равно родственника», – отметил Инал Хашиг.
«Человек, пытающийся купить другого, зачастую так же легко продается сам. Уходящий парламент уже прославился в этой области, нужен ли нам еще один такой же?» – пишет журналист Надежда Венедиктова на сайте «Асаркьа». Ее удивляет суматоха по поводу участия Александра Анкваба в избирательной кампании. «Я не поклонница его манеры руководить, но не догоняю причин суматохи. Не будем забывать, что при Анквабе его основные оппоненты спокойно прошли в парламент, и не было никакой истерики», – отметила Надежда Венедиктова.
Она предлагает взять тайм-аут и подумать о том, как далеко могут завести отсутствие уважения к политическим взглядам других и взаимная демонизация.
Газета «Республика Абхазия» публикует мнение депутата первого созыва Народного Собрания Климентия Джинджолия по поводу предстоящих выборов в парламент. Он относится скептически к правилам, которые недавно ввели: «Наличие справок о погашении судимости, отсутствии наркотической и алкогольной зависимости недостаточно, чтобы оградить нас от недостойных депутатов. Человек, однажды поправший закон, вряд ли полностью отступит от греховных мыслей и сможет удержаться от соблазнов, сопутствующих должности депутата. А отсутствие опыта работы с законами, их написания и вовсе ставит под сомнение возможность его работы в законодательном органе. Нет ничего пагубнее деятельности депутата, мнение которого формируется под влиянием, а то и давлением окружения».
Что касается возвращения экс-президента Александра Анкваба, это, по словам Климентия Джинджолия, продолжение противостояния в обществе: «Мы уже создавали миф о том, что он должен вернуться и тогда все будет хорошо. Почему-то люди забыли, как он раздавал в массовом порядке национальные паспорта гражданам Грузии, проживающим в Гальском и других восточных районах Абхазии. Все шло к тому, что могла произойти трагедия национального масштаба, и мы бы повторили путь советских времен, когда нас было около 18%. Экс-президент во власти не один год. В данный момент он хочет взять реванш, но не во благо народа. Если наше общество примет его, то вокруг вновь окажутся люди, которые будут продолжать заниматься старыми делами. Это время ушло».
Опасность этих выборов в том, что «кто-то вновь хочет делить на выборной почве людей на группы, продвигать за деньги своих людей и даже детей». Но есть и другая категория людей, молодых и в то же время уже достаточно опытных, которые доказали свою преданность национальным интересам, верность народу и стране.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия