Accessibility links

«Президент-шпион» и преодоленное вето


Парламентское большинство в ускоренном порядке провело процедуры для преодоления президентского вето
Парламентское большинство в ускоренном порядке провело процедуры для преодоления президентского вето

Парламент Грузии преодолел президентское вето. На сегодняшнем пленарном заседании депутаты от «Грузинской мечты» отменили решение главы государства блокировать успевший стать скандальным пакет законопроектов «О прослушивании». Обладающая конституционным большинством партия власти не вняла призывам гаранта Конституции привести законопроект в соответствие с главным законом страны.

Сегодняшние дебаты в парламенте Грузии относительно президентского вето, наложенного на законопроект «О прослушивании», получились жаркими. Настолько, что руководитель большинства Арчил Талаквадзе даже задался вопросом: кому выгодно таким образом, блокируя инициативу «Грузинской мечты», подрывать безопасность страны? Парламентский секретарь президента Анна Долидзе не замедлила с ответом:

«Если вы с ответственностью подходите к слову члена парламента Грузии и хотите, чтобы и наше население с ответственностью воспринимало подобные инсинуации, призываю совершить соответствующие действия. Внесите заявление о возбуждение уголовного дела о шпионаже. В противном случае подобная охота на ведьм напоминает о тех моментах, тех эпизодах, о которых, я уверена, не хотят вспоминать ни вы, ни мы, ни граждане Грузии. Если вы считаете, что президент – шпион и служит антигосударственным целям, сделайте соответствующие шаги. Иначе ваши заявления вредят единству и консолидации нашей страны».

«Президент-шпион» и преодоленное вето
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:02 0:00
Скачать

Долидзе также подчеркнула: то, что орган, осуществляющий прислушивание, должен быть независимым от следствия, постановил вовсе не президент, а Конституционный суд. А Служба госбезопасности как раз наделена следственными функциями. И именно поэтому глава государства рекомендовал перевести Оперативно-техническое агентство в подчинение премьер-министра.

Георгий Квирикашвили, впрочем, поспешил абстрагироваться от спора между президентом и парламентским большинством:

«Аргументов в пользу того, чтобы произошло прямое подчинение агентства премьер-министру, мы не увидели. Это очень важный законопроект, который имеет большое значение для безопасности страны. Те структуры, о которых идет речь, в конечном итоге опять-таки подчиняются правительству, поэтому качественного изменения не произошло бы. Соответственно, мы думаем, что законопроект должен быть внесен в том виде, в каком его ранее принял парламент».

Парламентскую оппозицию такой вариант не устраивает. По словам противников власти, законодательная инициатива «Грузинской мечты» антиконституционна и фактически бесконтрольна. Но, несмотря на это, правительство, игнорируя общественное мнение, упрямо пытается протащить этот закон. В оппозиции уверены: истинная цель «мечтателей» – не усиление безопасности страны, а создание механизма политических гонений.

Один из лидеров «Европейской Грузии» Давид Бакрадзе считает, что партия власти противопоставила себя грузинскому обществу:

«Сегодня «Грузинская мечта» принимает закон, которому противостоит весь оппозиционный спектр, президент, неправительственный сектор, Конституционный суд. То есть «Грузинская мечта» остается в одиночестве в узаконивании того беззакония, которое сегодня происходит в парламенте. «Грузинская мечта» остается одна перед той большой ответственностью, которую эта уродливая система прослушивания обязательно принесет в будущем».

В правящей партии ответственность возлагают на оппонентов. И в первую очередь – на администрацию главы государства. По словам руководителя комитета по обороне и безопасности Ираклия Сесиашвили, это обычный законотворческий процесс, и если кто-то не понимает этого, то пусть сначала определится со своим статусом. Парламентарий заявил, что не собирается выслушивать замечания от рядовых сотрудников, какими он считает представителей президента. Впрочем, для его коллеги по партии – главы юридического комитета Эки Беселия – и сам глава государства не указ:

«Давать парламенту указания, где должно находиться конкретное агентство, что есть в замечаниях президента, думаю, это прямое вмешательство в деятельность парламента и его функции. Мы, законодатели, ни от кого не должны получать таких заданий. У президента есть право использовать вето в исключительных случаях, но это не означает, что он имеет право диктовать нам модель».

Пакет законопроектов «О прослушивании» был принят парламентом еще 1 марта. Согласно инициативе, в Грузии создается Оперативно-техническое агентство, которое будет осуществлять прослушивание телефонных разговоров граждан и отслеживать сообщения в интернете на предмет информации, представляющей угрозу для государства.

Но 20 марта президент наложил на него вето, призвав пересмотреть положения, которые Георгий Маргвелашвили посчитал противоречащими Конституции. Парламентское большинство отказалось и в ускоренном порядке провело процедуры для преодоления президентского вето.

XS
SM
MD
LG