После Христова Воскресения и, как всегда, внезапного наступления в Абхазии лета меньше всего хочется говорить о политике. Но проигнорировать первые решения новоизбранного парламента просто не получается. Прежде всего, потому, что существует некоторая прямая связь между нашей жизнью и готовностью законодателей вносить изменения в свою работу.
В этом смысле примечательно заявление, которое сделал новоизбранный спикер Валерий Кварчия на следующий день после своего избрания. Напомню, что незадолго до начала предвыборной кампании представители общественности, собрав подписи в социальной сети, обратились к депутатам с предложением внести изменения в законы о статусе депутатов, о выборах депутатов и, соответственно, в Конституцию. Граждане предлагали лишить депутатов ряда льгот, обязать их предоставлять избирателям информацию о своих доходах и расходах, ограничить время их пребывания в парламенте двумя сроками и предоставить избирателям право отзыва своих кандидатов, которые не посещают заседаний парламента и не ведут никакой профессиональной деятельности.
Расчет инициаторов обращения был простой: только уходящую власть можно подвигнуть на изменения, которые касаются сужения их личных привилегий.
Но не тут-то было. Видимо, народные избранники вполне серьезно рассчитывали, что им удастся в полном составе перепрыгнуть из пятого в шестой созыв парламента. Поэтому руководство Собрания всячески затягивало обсуждение обращения общественности и ограничилось лишь обещанием спикера создать рабочую группу. Впрочем, этот вопрос так и не был внесен в повестку заседаний парламента.
Вместе с тем обращение не прошло совсем незамеченным. Оно в некотором смысле оживило эфиры кандидатов на государственном телеканале. Многие из них успели высказать свое негативное отношение, но не ко всем, а только к одному из пунктов данного обращения – к отмене депутатской неприкосновенности. Все остальные пункты никто из депутатов и кандидатов обсуждать не хотел, словно их и не было вообще. Хотя льготы, которыми так щедро наделяют себя народные избранники, вступают в противоречие даже с существующим законом о статусе депутатов.
Вот, например, статья из закона, которая весьма скромно предусматривает транспортное обслуживание депутатов. В ней говорится, что «депутату Народного Собрания для поездок в связи с осуществлением им своих полномочий по территории Республики Абхазия может предоставляться служебный автотранспорт». В парламенте прошлого созыва для всех депутатов были приобретены новые дорогостоящие машины, на которых, как все догадываются, депутаты передвигались, не только осуществляя свои полномочия и не только по территории Республики Абхазия. Содержание этого фактически личного транспорта финансировалось также за счет бюджета.
К сожалению, у наших людей сохранилось советское понимание бюджета. Они никак не могут понять, что содержат всю эту армию депутатов как во время их работы в парламенте, так и после того, как они уходят из него, за счет своих налогов. Бремя этого содержания растет с каждым созывом, в то время как эти деньги могли бы пойти на увеличение их собственной пенсии и на другие полезные дела.
Но вернемся к заявлению нового спикера, который публично намекнул авторам обращения на политическую подоплеку. «Не знаю, кто их подкинул», – заявил Валерий Кварчия, после чего сообщил общественности, что не намерен вести диалог о депутатской неприкосновенности, потому что «депутат должен быть защищен, он должен иметь возможность свободно высказывать свою точку зрения».
Оставим в стороне то, что народным избранникам не мешало бы заботиться о защите каждого гражданина – и выказывающего, и не высказывающего свою точку зрения. Тут важно другое – полное игнорирование еще 14 требований. Среди которых есть, например, запрет на использование служебных полномочий при получении кредитов и выделении земельных участков.
И это далеко не полный список предложений, которые обсуждаются в обществе. Будут и другие. Неужели придется их продвигать, используя право на референдум?
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции