Accessibility links

Праздник удался


В завершение фестиваля состоялся гала-концерт, в котором приняли участие творческие коллективы из Кабардино-Балкарии и Адыгеи
В завершение фестиваля состоялся гала-концерт, в котором приняли участие творческие коллективы из Кабардино-Балкарии и Адыгеи

Федерация черкесов Европы провела в немецком Кельне фестиваль черкесской культуры. Мероприятие проводилось с 14 по 16 апреля под патронажем мэра города Генриетты Рекер. Это уже девятый подобный фестиваль, который проводится на пасхальных каникулах в Германии. На нем обсуждают не только культурные вопросы, но и вызовы, перед которыми стоит черкесское общество.

По словам участника фестиваля, председателя «Адыге-Хасэ» Краснодарского края Аскера Сохта, на форум приехали соотечественники из России, Иордании, Турции, Сирии и стран Евросоюза.

14 апреля прошло открытое заседание Федерации черкесов Европы, в ходе которого был избран новый руководитель организации. Им стал Иордан Дакташ (Дышэч) – гражданин Германии, специалист в области компьютерных технологий.

15 апреля, говорит Аскер Сохт, в рамках мероприятия состоялась дискуссия об интеграции черкесов в европейское сообщество. Прежде всего, речь шла о сирийских черкесах, которые бежали в Европу от ужасов войны. В дискуссии принял участи и Аскер Сохт. Он поделился опытом российских общественников, как они, в частности, в Адыгее, помогают соотечественникам адаптироваться в новых условиях. В свою очередь, и европейские черкесы обозначили некоторые важные, на их взгляд, моменты, как они видят процесс адаптации. Говорит Аскер Сохт:

Праздник удался
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:59 0:00
Скачать

«Они хотят дистанцироваться от негативного восприятия мигрантов из Ближнего Востока в европейском обществе. Они также не хотят быть втянутыми в обострение отношений Евросоюза с Турцией. Они говорят: «Мы – черкесы, нас это не касается. Мы – граждане Германии, мы – европейская нация, мы – европейцы». И в этом контексте они хотят себя позиционировать и прилагать усилия. Эта позиция находит поддержку и у немецких властей. Здесь я бы провел аналогию с Израилем, где правительство десятилетиями проводило именно такую политику. Оно не стремилось утопить черкесскую общину в общей арабской массе, поддерживало их этничность, язык, культуру. Эта политика дала большие успехи в деле интеграции черкесов в израильское общество, да и восприятие черкесов в Израиле совершенно иное в сравнении с другими этническими группами».

В завершение фестиваля состоялся гала-концерт, в котором приняли участие творческие коллективы из Кабардино-Балкарии и Адыгеи. По словам Аскера Сохта, зал на 1000 мест был переполнен – о фестивале, который проводится уже в девятый раз, в Кельне наслышаны, поэтому на концерт приходят и немцы. По впечатлениям Аскера Сохта праздник удался.

Черкесская община Германии, по некоторым данным, насчитывает около 40 тысяч человек. Эти люди попали в Германию из Турции как часть турецкой общины. И какое-то время так и воспринимались немцами. Более того, поначалу они даже своих умерших родственников увозили хоронить в Турцию. Процесс выхода из турецкой общины и создание собственно черкесской диаспоры был делом трудным и даже опасным. Поначалу черкесские общественные организации находились, по сути, на подпольном положении. Турецкие консульства, читай турецкие спецслужбы, установили строгий контроль над турецкими общественными организациями в Германии. По турецким законам все граждане Турции являются турками, и любые попытки обозначить иную идентичность преследовались по закону. Составлялись списки отступников, и как только общественники попадали на территорию Турции, их начинали преследовать «за разложение нации». Так продолжалось до прихода к власти Эрдогана.

Сегодня черкесская диаспора Германии одна из самых структурированных – т.е. она охватывает большую часть этнической группы. К управлению в этих общественных структурах приходит уже второе поколение черкесов, которое родилось и выросло в Германии. Язык, на котором они думают, – немецкий, а черкесский в большинстве своем они начали учить, будучи уже взрослыми. Это их осознанный выбор идентичности. Эти люди не торгуют шаурмой – среди них много успешных политиков, ученых, врачей, инженеров.

В последние лет двадцать к этой общине присоединились и черкесские эмигранты из России и стран Ближнего Востока. Как самая многочисленная и организованная диаспора в Европе, она стала основой для создания структуры, объединяющей всех черкесов Евросоюза – Федерации черкесов Европы. Говорит Аскер Сохт:

«Федерация черкесов Европы проявляет большой интерес к исторической родине. Их интересует реализация различных проектов, в том числе детских обменов. Они хотят посещать историческую родину, и в связи с этим интересуются, нельзя ли сделать визы на длительные сроки. Их интересует развитие культурных и научных связей, они хотели бы содействовать образованию наших российских соотечественников в Европе, организовать обмен опытом в области медицины и бизнеса. Вот такая у них область интересов».

«Черкесский активист» из Нью-Йорка Андзор Кабард наблюдает фестиваль как явление в развитии. Он отмечает, что с каждым годом в этом мероприятии фольклор уступает место обсуждению насущных проблем, вызовов времени, на которые вынуждено откликаться черкесское общество. Говорит Андзор Кабард:

«Подобные фестивали – это прекрасный интегратор. Люди собираются, знакомятся, танцуют – т.е. на людей смотрят. В то же время сейчас у нас масса проблем. Мы – народ, часть которого находится на воюющей территории одного из крупнейших конфликтов современности. У нас десятки тысяч беженцев из Сирии, которые нуждаются в строительстве новой жизни на тех территориях, куда они приехали. И хорошо, что организаторы этого мероприятия озабочены проблемой интеграции черкесских мигрантов в Европе. Черкесская община Германии находится практически в идеальных условиях. Она практически единственная крупная община, которая проживает в западных странах, поэтому с нее особый спрос в части развития национальной культуры и продвижения национальных интересов, которые у нас, как у народа, естественно, есть. Нельзя вечно только танцевать. Рано или поздно структуризация народа выведет его на какой-то качественно новый уровень».

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG