На днях абхазское интернет-сообщество было взбудоражено информацией одного из СМИ под заголовком «В Абхазии ликвидирована Государственная гидрометеорологическая служба».
«Жаль, что такое произошло. Видно, что государство определилось с тем, насколько Абхазии необходимы метеорология, климатология, изучение проблем наших внутренних вод», – сказал в интервью главный метеоролог республики Левард Барциц.
Если до Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. в Абхазии функционировало 27 наблюдательных метеостанций, то сегодня действовало только пять. Тем не менее 20 с лишним послевоенных лет метеослужба Абхазии стабильно работала, сотрудничала с российскими коллегами. Были налажены профессиональные связи с Северокавказским управлением по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Краснодарский и Ставропольский края предоставляли абхазским метеорологам необходимую информацию. На базе метеослужбы было создано Географическое общество Абхазии, проводились исследования, экспедиции в горы, а также издавались географические карты.
А первую метеостанцию в Сухуме основали 22 марта 1904 года. Она располагалась на территории Ботанического сада. Открытию метеостанции в Абхазии способствовали научные исследования по флоре Абхазии географа и ботаника Николая Альбова, академика Н.И. Вавилова.
«Жаль, что новейшая история гидрометеослужбы страны завершилась в 2017 году», – добавил Левард Барциц.
Информация эта вызвала бурное обсуждение в соцсетях и на интернет-форумах. Основная масса комментаторов была возмущена, и, конечно, не обошлось без политизации, как в следующем посте:
«Я с чувством большой досады воспринимаю информацию о ликвидации Государственной метеослужбы Абхазии. Это решение, как и многие другие, только лишний раз демонстрирует неумение руководства страны найти деньги в стране для содержания важных государственных служб. Получается, что в 1904 году средства для организации метеослужбы нашлись, а сегодня для сохранения этой службы денег нет? Пусть продадут дорогостоящие и прожорливые чиновничьи лимузины и джипы, вот и деньги найдутся! И не надо нам говорить, что метеослужба в Абхазии не нужна, так могут рассуждать только некомпетентные люди, дорвавшиеся до руководящих кресел».
Кто-то пошел еще дальше: «Власть понимает, что дни ее сочтены, вот и думает, как побольше недвижимости продать! А наука сейчас не нужна! Нужны рабочие для выращивания помидоров и уборки гостиничных сортиров»; «Вступают в силу Не на том экономите, господа хорошие».
Доходило и до истеричности: «Мне кажется, я в страшном сне нахожусь, в каком-то дурдоме... Хотелось бы, чтобы это был всего лишь сон!!! Все рушится под ногами». А кого-то даже задело слово «ликвидирована» (а не «упразднена», не «расформирована») в заголовке – как будто, мол, речь идет о банде террористов.
Но нашлись и такие комментаторы, кто поддержал «ликвидацию» метеослужбы: «Толку от нее? Все равно прогноз точный не могли дать, да и кто смотрел их прогнозы? Все пользуются гугл-погодой». В «Фейсбуке» предсказуемо вспомнили и о цикле точных прогнозов нынешней зимой абхазского блогера Роина Агрба (тот объяснял свои «попадания» тем, что наловчился анализировать интернет-информацию о движениях воздушных масс вокруг Абхазии) и высказал шутливую мысль, что эти прогнозы стали настолько популярны, что привели к выводу о ненужности нам теперь метеослужбы. А кто-то из форумчан съехидничал: «Если все госслужбы ликвидировать, объемы продаж кофе резко упадут» (намек на то, что во многих таких структурах занимаются, главным образом, кофепитиями).
В «Фейсбуке» публикацию в день ее появления выложили сразу несколько его пользователей, и в разных группах комментарии оказались весьма разноречивыми. Вплоть до того, что кто-то явно начал сводить счеты с Левардом Барцицем (типа: поделом ему). Вот такой образовался интернет-гейзер с выбросом всякого-разного...
А потом, в тот же вечер, прочел комментарий пользователя под ником, который внес существенные коррективы в опубликованную информацию и во многом даже опровергал ее. На самом деле, мол, речь идет не о ликвидации, а о реорганизации. Причем решение об этом было принято еще при третьем президенте Абхазии Анквабе, но по неким причинам «правительство только сейчас завершило этот процесс». Теперь при Министерстве экологии и охраны природы будет действовать отдел гидрометеослужбы, и работники прежней службы перейдут на работу туда.
Мне эта коллизия сразу напомнила ту, что возникла в начале года из-за реорганизации, в результате которой сотрудники бывшего фонда абхазского языка вошли в созданный Госкомитет по государственной языковой политике. Недовольство тем, что они лишаются самостоятельности, и ряд невыясненных ими вопросов привели к тому, что они дали пресс-конференцию «протестного характера». Бывший руководитель гидрометеослужбы, как видим, ограничился интервью.
Поскольку у меня оставалось немало вопросов, на следующее утро позвонил Леварду Барцицу и договорился с ним о встрече, хотя точное время ее мы не определили. Действительно: руководство госструктур пока хранило молчание, и хотя можно было догадываться о близости к этим структурам упомянутого интернет-комментатора (под ником «Денис Апсны»), его слова нельзя было рассматривать как официальную позицию правительства.
Но получилось так, что в тот день мне пришлось срочно уехать из города, а когда назавтра начал звонить Барцицу, его телефон весь день не отвечал. Но зато в шестом часу вечера «Апсныпресс» опубликовало два официальных разъяснения.
Врио главы администрации президента Дмитрий Шамба подчеркнул, что государственная гидрометеорологическая служба была не ликвидирована, а реорганизована путем присоединения к Государственному комитету по экологии и охране природы.
Он обратил внимание на то, что указ о реорганизации службы был подписан еще 10 октября 2011 года и в течение шести лет он не был исполнен. В нарушение указа гидрометеорологическая служба не была присоединена к госкомитету, сохранила свою отдельную бухгалтерию и отдельный счет.
«В связи с переходом органов государственной власти на казначейское исполнение бюджета, по поручению премьер-министра, работа по реорганизации была завершена, отдельная бухгалтерия и счет закрыты», – объяснил Шамба. А сотрудники службы, которые пожелают дальше работать, могут перейти на работу в отдел комитета.
Председатель Госкомитета РА по экологии и охране природы Савелий Читанава, повторив примерно то же, добавил, что 11 мая 2017 года вышло распоряжение о выполнении указа.
«Мы хотели, – отметил он, – оптимизировать штатную численность гидрометеослужбы. В результате этих мероприятий Министерством финансов были выявлены некоторые нарушения, связанные с финансами. Штатные должности сотрудников, необходимых для выполнения и реализации функций службы, сохранятся, так как работа строится на многолетнем опыте работников гидрометеослужбы. Кроме того, планируем приобретать новую технику и помогать в других начинаниях службы».
Ну, а если вернуться к упомянутому словесному «гейзеру», то вспомнилась любопытная категория моих знакомых. Как бы предусмотрительно ни строил я фразу, собираясь им что-то сообщить, как бы быстро ни старался выпалить ее, они очень часто успевают все же что-то вставить, чтобы закончить ее вместо меня – и, конечно же, совершенно невпопад. И вот если разговор происходит в окружении других людей, оказываешься нередко в дурацкой ситуации, ибо тебе приходится затем как-то отмежевываться от только что произнесенной кем-то нелепости. Что-то подобное произошло и здесь. Правда, разница в том, что в данном случае информация изначально прозвучала, мягко говоря, неполная, а по существу – искажающая реальность. Ну, и пошла писать интернет-губерния...
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия