Гарант конституции против Конституции в том виде, в котором ее пытается утвердить правящая партия. Георгий Маргвелашвили публично раскритиковал действия «Грузинской мечты», спикер парламента Ираклий Кобахидзе публично ответил. Оппозиция публично обратилась в ЦИК с требованием референдума.
Грузия может войти в Книгу рекордов Гиннеса как страна, принявшая Конституцию быстрее всех. Такое мнение высказал президент. Георгий Маргвелашвили считает процесс принятия новой версии основного закона страны, инициированный «Грузинской мечтой» при отсутствии какого-либо консенсуса с политической оппозицией и гражданским сектором и при полном игнорировании замечаний Венецианской комиссии, проявлением низкой политической культуры:
«После того, как получился нулевой консенсус по Конституции, после того, как президент Венецианской комиссии многократно и разнообразно выразил свое возмущение, картина предельно ясна. С таким форсированием, наверное, мы можем войти в Книгу рекордов Гиннеса как страна, принимающая конституцию быстрее всех. Сейчас нужно начать разговоры о том, чтобы остановиться и заново создать формат обсуждения. Говорить со своими согражданами, в том числе и с оппозиционными партиями, не является унижением. Разговор с оппозицией, с экспертами и обществом не является для политика оскорбительным. Наоборот, показателем высокой культуры политика является то, что он не отмахивается, говоря: «у меня есть конституционное большинство и твое мнение меня не интересует».
О необходимости консенсуса говорят и представители «Грузинской мечты». Правда, по мнению председателя парламента Ираклия Кобахидзе, правящая партия делала и делает все возможное, чтобы этот консенсус состоялся. Но политические визави и президент отказываются от диалога:
«Вчера я потратил приблизительно час на прослушивание речи президента. Еще раз убедился, почему президент отказывается от дискуссии в прямом эфире. Я еще раз хочу призвать президента вместе сесть в прямом эфире и вместе говорить с обществом о конституционных изменениях. В таком случае у общества создастся ясное представление о содержании конституционной реформы. От таких односторонних разговоров общество, естественно, не может получить информацию. Наше предложение в силе, и мы по-прежнему надеемся, что этот формат состоится».
Впрочем, проект новой Конституции уже принят в двух чтениях, и тот же Ираклий Кобахидзе дал понять, что реформа будет «успешно доведена до конца» на осенней сессии парламента. Вне зависимости от того, согласятся недовольные на диалог или нет.
Оппоненты власти утверждают: правящая партия вынесла на голосование законопроект, существенно отличающийся от того, который рассматривался в ходе всенародного обсуждения и по которому сделала заключение Венецианская комиссия. В частности, в нынешнем варианте переход от смешанной мажоритарно-пропорциональной системы парламентских выборов к исключительно пропорциональной откладывается до 2024 года. Директор НПО «Справедливые выборы» Михаил Бенидзе считает это неприемлемым:
«Для неправительственного сектора важен незамедлительный переход к пропорциональной системе. Тогда можно говорить о более широкой поддержке этой Конституции. Просто за этим не должно последовать появление каких-либо дополнительных рычагов, как, например, бонусная система (все нераспределенные мандаты достаются победившей партии), которая даст преимущество одной партии».
Оппозиция и вовсе обвинила правящую партию в невыполнении обещаний и попытке узурпации власти. Впрочем, представитель «Единого национального движения» Ника Руруа считает, что процесс еще можно начать сначала. При условии, что на это будет политическая воля:
«Для нового старта конституционного процесса существует миллион путей, ее могут не принять в третьем чтении, президент может наложить вето и т.д. Главное – это воля, которой не заметно у этого упрямого молодого человека, который занимает пост спикера (Ираклий Кобахидзе). Он совершенно не понимает важность конституции. Он, извиняюсь, невежда, не знает историю конституции и не может понять, что конституция не является уставом одной партии».
Сегодня парламентская и непарламентская оппозиция при участии представителей гражданского сектора провела конференцию, посвященную конституционным изменениям. По словам одной из участниц встречи – лидера «Демократического движения – единая Грузия» Нино Бурджанадзе, в одном вопросе все оппозиционные политические силы солидарны:
«Очень важно изменить избирательную систему, что правительство обещало нам сделать еще до выборов 2012 года. Очень важно, чтобы у власти не было иллюзии, будто бы из-за подачки в виде трехпроцентного барьера оппозиция согласится на все ради одноразового шанса оказаться в парламенте. Изменения, осуществляемые «Грузинской мечтой», направлены лишь на то, чтобы Бидзина Иванишвили навсегда остался у власти».
Гражданский сектор, со своей стороны, готов выступить посредником между властью и оппозицией. Говорит представитель НПО «Международная прозрачность – Грузия» Леван Натрошвили:
«Это еще одна дополнительная платформа, еще один рычаг, с помощью которого мы пошлем правительству сигнал, что обществу нужен хотя бы минимальный компромисс. Как правило, в противном случае ни один документ не будет легитимным, а если мы говорит о конституции, - тем более. Этот вариант принимает лишь одна сторона, и фактически у него нет сторонников. Мы еще раз попытаемся донести до них голос несогласных. Наша роль – быть медиатором в данном случае».
Один из главных камней преткновения – механизм выборов президента – участники дискуссий намерены вынести на всенародный референдум. Соответствующая заявка уже направлена в ЦИК Грузии. Если инициатива соберет 20 тысяч подписей, то она будет передана на утверждение главы государства. В аппарате президента такой вариант развития событий не исключили, но, как отметила советник Георгия Маргвелашвили Пикрия Чихрадзе, если процесс, протекающий сегодня в стенах парламента, не остановится, любые инициативы «потеряют смысл».