Accessibility links

Заключенные доверились властям, прекратив голодовку


Власти гарантировали выполнение части требований, в ответ заключенные прекратили голодовку
Власти гарантировали выполнение части требований, в ответ заключенные прекратили голодовку

Заключенные цхинвальской тюрьмы прекратили голодовку. Арестанты восемь дней отказывались от пищи, чтобы власти обратили внимание на их проблемы. Накануне вечером осужденным пообещали выполнить часть требований.

Сотрудники УИН Минюста Южной Осетии еще накануне спилили металлические листы с тюремных окон. Они мешали циркуляции воздуха в помещении. Сегодня руководство УИН определило план работ по перепланировке оконных проемов, предполагается увеличение их размеров. Составили и смету расходов для строительства новой прогулочной зоны – эту территорию власти намерены расширить. Финансовые средства выделяются по распоряжению президента Анатолия Бибилова.

Напомним, 11 июля заключенные цхинвальской тюрьмы прибегли к крайней форме протеста, выставив требования о пересмотре условий содержания: отбывание наказания в колонии, а не в тюрьме, выполнение постановления парламента о льготном исчислении срока наказания, увеличение территории прогулочной зоны, увеличение количества свиданий до двух в месяц, улучшение медицинского обслуживания и снабжения лекарственными препаратами.

Заключенные доверились властям, прекратив голодовку
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:41 0:00
Скачать

13 июля президент Южной Осетии призвал силовые структуры навести порядок в исправительном учреждении и уволил начальника УИН Георгия Кабулова, назначив главой исправительной колонии Феликса Джигкаева. В тот же день к заключенным прибыла министра юстиции Залина Лалиева. Она отметила «неплохие условия содержания в ИК-1», пообещав вместе с тем принять меры по изменению этих самых условий. Лалиева при этом отказалась удовлетворить требование о льготном исчислении срока наказания. Впоследствии с протестующими встретился и Феликс Джигкаев, пояснивший, что будут удовлетворены только требования, соответствующие законодательству.

Обещания чиновников не убедили осужденных, и они не прекратили голодовку. Большие надежды заключенные возлагали на депутатов, поскольку парламентская комиссия в 2014-2015 годах рекомендовала Минюсту разработать проект закона о льготном исчислении срока наказания осужденных. Данное постановление было подписано тогда еще спикером парламента Анатолием Бибиловым и опубликовано в печати 4 июля 2015 года. Генпрокуратура и Минюст в свое время заблокировали законопроект. Судя по всему, власти и сейчас не готовы вернуться к этому вопросу. Говорит министр юстиции Залина Лалиева:

«После моего назначения министром юстиции мы с президентом Анатолием Бибиловым обсуждали ситуацию в ИК-1 и пришли к мнению, что необходимы решения по улучшению условий содержания заключенных. Мы понимаем, в каком положении они находятся. Подчеркну, что это было задолго до этой бессрочной голодовки. После этого я неоднократно общалась с осужденными, они говорили о своих проблемах, в частности, о льготном исчислении срока наказания. Есть однозначное понимание и министром, и президентом, в целом Минюстом, что этот закон принят не будет, о льготном исчислении говорить сейчас не приходится. По остальным требованиям мы изменим условия содержания, режим будет разделен согласно решению суда. Мы говорили с Анатолием Ильичом и об улучшении условий содержания осужденных. Будет все сделано в соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом».

Депутат парламента от Народной партии Амиран Дьяконов напомнил, что в свое время выступил с законодательной инициативой о льготном исчислении срока наказания, поскольку условия содержания заключенных не соответствуют нормам:

«На уровне парламента мы предложили разработать законопроект, тогда министром юстиции был Мурат Ванеев, но дело застопорилось. Парламент своим постановлением рекомендовал Минюсту разработать такой закон для того, чтобы компенсировать те права осужденных, которые нарушаются по условиям содержания. В настоящее время решение о возобновлении работы над этим проектом закона зависит от спикера и органов исполнительной власти. Мои руки связаны. Я, как правообладатель законодательной инициативы, воспользовался правом вынесения такого законопроекта. Если у исполнительной власти были или есть замечания, мы готовы были их и тогда выслушать. Насколько я знаю, ситуация урегулирована, стороны пришли к компромиссу, надо его сохранить. Позиция моя и Народной партии обозначена давно и выразилась в том проекте закона. Почему его не хотят принимать во внимание – это вопрос к законодательной и исполнительной власти. Очевидно, что условия содержания осужденных надо приводить в соответствие с УИК. Если мы в ближайшее время не сможем этого сделать, то необходимо вернуться к вопросу рассмотрения законопроекта о льготном исчислении срока отбывания наказания в исправительном учреждении Южной Осетии».

Спикер парламента Южной Осетии Петр Гассиев подчеркнул, что изменятся условия содержания заключенных, а не законодательная база:

«Этот законопроект не был принят в свое время, потому что условия содержания заключенных не такие плохие, как их пытаются представить... После того как основные их условия – оконные проемы, прогулочная зона, тренажерный зал и другие будут выполнены, условия содержания станут мягкими, и в таких условиях льготное исчисление применяться не может».

Вместе с тем, как пояснили мне родственники осужденных, проблемы ИК-1 решены частично. В тексте, опубликованном ими 11 июля, сообщалось, что начальник отдела по надзору за исполнением наказания Генпрокуратуры РЮО Василий Поляков «испытывает личную неприязнь к осужденным». По мнению моих собеседников, «ситуация в тюрьме дестабилизируется незаконными действиями Полякова, а атмосфера там отражается на общественно-политической ситуации в республике в целом».

Между тем мои собеседники отмечают ключевую роль начальника Государственной службы охраны Южной Осетии Ацамаза Бибилова в разрешении кризиса. Ни глава исправительной колонии Феликс Джигкаев, ни министр юстиции Залина Лалиева не смогли наладить коммуникацию с заключенными. Только после того, как Ацамаз Бибилов вступил в переговоры с осужденными, стороны смогли прийти к компромиссу – власти гарантировали выполнение части требований, в ответ заключенные прекратили голодовку.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

XS
SM
MD
LG