Ответственность за возможное обострение ситуации на границе Южной Осетии с Грузией, которое может возникнуть из-за акции грузинских активистов, ложится на грузинскую сторону, заявил полпред президента РЮО по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев. Так он прокомментировал информацию о том, что грузинские гражданские активисты намерены в круглосуточном режиме патрулировать участок границы Бершуети-Карапила.
В Цхинвале инициативу Федерации рафтинга Грузии о круглосуточном патрулировании государственной границы Грузии с Южной Осетией назвали прямой угрозой стабильности. Полпред президента Южной Осетии по вопросам постконфликтного урегулирования Мурат Джиоев считает анонсированную акцию «опасной, сопряженной с возможными провокационными выходками, могущими осложнить обстановку».
Мурат Джиоев заявил «Эху Кавказа», что это показушная акция, направленная на нагнетание ситуации:
«Это все делается против Южной Осетии. Дело в том, что Федерация рафтинга Грузии проводит акцию на равнине, где нет не то чтобы реки, а горной реки, и очевидно, что это провокация. Вместо того чтобы с республикой Южная Осетия сесть за стол переговоров для обозначения линии прохождения государственной границы, грузинские власти и неправительственные организации устраивают различные демонстративные акции, которые только накаляют ситуацию. Ничего общего со стремлением уладить отношения с соседней республикой Южная Осетия подобные акции не имеют. Они направлены только на нагнетание ситуации. Это показушная акция».
Мурат Джиоев также отметил, что в случае нарушения югоосетинской государственной границы последует адекватная реакция:
«Если эти акции будут проходить на территории Грузии, то, конечно, Южная Осетия не будет вмешиваться. Южная Осетия охраняет свои государственные границы и никому не позволит нарушать наши государственные границы. То, что они делают на своей территории, это их дело. Конечно, это неприятно, это не способствует стабилизации в районе границы. Это их спектакль. Повторяю, мы охраняем и будем охранять свою государственную границу. Любое нарушение государственной границы Южной Осетии будет пресекаться».
Мурат Джиоев подчеркнул, что все работы по обустройству югоосетинской государственной границы ведутся на югоосетинской территории.
«Российские пограничники, находящиеся в Южной Осетии по двустороннему соглашению с РФ, осуществляют в соответствии со своим мандатом охрану государственной границы и не занимаются обозначением границы», – заявил полпред президента по вопросам постконфликтного урегулирования.
Дипломат также напомнил, что мониторинг на границе осуществляют международные наблюдатели:
«Когда в начале этого месяца проводились митинги в районе Бершует, вызванные якобы «передвижением пограничных указателей вглубь Грузии», то миссия наблюдателей Евросоюза в Грузии выступила со специальным заявлением, в котором отметила, что указатели были выставлены не на территории Грузии».
Югоосетинский политолог Юрий Вазагов считает, что за пропагандистскими акциями Грузии «кроется попытка обострить военно-политическую ситуацию»:
«Анализируя ситуацию и происходящие в Грузии дискуссии вокруг Южной Осетии в последнее время, создается ощущение того, что со стороны некоторых сил предпринимаются попытки разморозить пока что в информационно-дипломатическом поле определенную ситуацию. В последние полтора года учащаются публичные акции со стороны молодежных националистических группировок. Вот сейчас пытаются создать патрулирование. Это все делается для того, чтобы подогреть угасающий интерес грузинского общества, которое устало от этой темы и хочет сконцентрироваться на решении насущных проблем, поэтому такими акциями пытаются подогреть националистические настроения, соответственно, привлечь внимание внешних спонсоров, которые оплачивали дестабилизацию в регионе».
Мои собеседники напоминают, что Грузия отказывается в двухстороннем порядке определить линию прохождения госграницы, поэтому Цхинвал вынужден самостоятельно проводить работы по обозначению границы указателями и инженерными сооружениями.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия