Сегодня 24 грузинских НПО открытым письмом обратились к вице-президенту США Майку Пенсу. Он прибывает в Тбилиси 31 июля. Вместе со словами благодарности к США за поддержку демократии в Грузии правозащитники просят вице-президента Пенса посодействовать в решении проблем, которые угрожают безопасности и развитию страны. Эти опасности, по мнению грузинских НПО, создаются Россией и правящей «Грузинской мечтой».
Зачем решили обратиться с длинным открытым письмом 24 НПО к вице-президенту США Майку Пенсу, рассказывает заместитель исполнительного директора грузинского филиала Transparency International Георгий Ониани:
«Администрация США гораздо внимательнее относится к мнению неправительственного сектора, чем, к сожалению, власти Грузии. И цель нашего письма – не только обратить внимание на проблемы. К важнейшему партнеру США у нас также просьба: продолжить поддержку по нескольким направлениям. Это поддержка усиления демократических институтов страны, получения более конкретного плана на пути стремления Грузии в НАТО и в целом усиления ее безопасности».
Угрозу же безопасности и демократии страны авторы письма видят с двух сторон. Извне – это Россия и ее политика, для которой «стремление Грузии к свободе стала мишенью агрессивного ревизионизма». А внутри страны правозащитники опасаются политики правящей силы «Грузинская мечта».
«Главной проблемой, стоящей перед страной, мы считаем единоличное реформирование Конституции правящей силой. Поправки поставят в преимущественное положение, что дает опасный сигнал о последующей концентрации власти в руках правящей политической силы», – говорится в письме правозащитников к вице-президенту Майку Пенсу.
«Крайне преувеличенными и необъективными» в беседе с «Эхо Кавказа» назвала одна из лидеров парламентского большинства Эка Беселия оценки правозащитников по вопросу внутренней политики. По ее словам, отредактированная «Грузинской мечтой» Конституция соответствует всем международным стандартам. А то, что этот процесс идет без консенсуса с оппозицией и гражданским сектором, Эка Беселия объясняет так:
«Чего мы хотим? Хотим хорошую Конституцию, соответствующую международным стандартам, или же мы хотим плохую Конституцию, но компромиссную версию? Считаю, что первое гораздо важнее. Поэтому, когда говорят об опасностях демократии, я не знаю, что в этом подразумевается. Сегодня по поводу реформ в Грузии ни у кого не возникает вопросов. Да, можно говорить о том, что хотим иметь еще лучшие стандарты, лучшие законодательные изменения».
Но, по словам Эки Беселия, в сложном политическом процессе Грузии не просто достичь всеобщего консенсуса, особенно с оппозицией, которая следует узкопартийным интересам. «Главное, чтобы эти изменения были приемлемы для большинства населения», – заявляет депутат.
Потому и вынуждены обращаться грузинские НПО к западным партнерам, считает политолог Вахтанг Дзабирадзе. Однако он сомневается, что власти прислушаются к мнению зарубежных друзей:
«Потому что о том, что говорится в этом письме, давно известно «Грузинской мечте». И если она хотела бы, она учла бы это. А сейчас, когда политические очки потеряны в этом вопросе, не думаю, чтобы «Грузинская мечта» пошла бы на уступки».