Accessibility links

Конец курортного лета в Абхазии


Нынешний сезон будет однозначно хуже предыдущего, рекордного: показатели заезда туристов за первое полугодие отставали от прошлогодних на 30%
Нынешний сезон будет однозначно хуже предыдущего, рекордного: показатели заезда туристов за первое полугодие отставали от прошлогодних на 30%

Сегодня в девятом часу утра на морское побережье Абхазии обрушился ливень с грозой. Как, собственно, и прогнозировали на среду еще на прошлой неделе синоптики. Курортное лето, конечно, еще будет продолжаться, возможно, весь сентябрь. Температура морской воды, по крайней мере у нас, по-прежнему 27 градусов. Но той удушающей жары, которая держалась почти два месяца, уже не будет. Так или иначе, можно уже сейчас подвести предварительные итоги этого крайне сложного для Абхазии летнего курортного сезона. Напомню то, о чем писал и раньше: на резко возросшую нынче, после нормализации российско-турецких отношений конкуренцию такого мощного игрока на туристическом рынке, как Турция, наложилась череда ЧП, отпугивающих российских туристов, в самой Абхазии.

Говорят, что «снаряды дважды в одну воронку не падают». Что ж, все осколки снарядов, мин и бомб, которые разлетались вечером 2 августа в радиусе до километра от склада боеприпасов Минобороны Абхазии в селе Приморском, создавая на видевших это впечатление реальных боевых действий, летели каждый по своей траектории и в одно и то же место не падали. Но если говорить о судьбе нынешнего летнего курорта в Абхазии, то невольно приходит в голову, что тут фигуральные «снаряды», то есть трагедии с человеческими жертвами, ложились в одну и ту же точку – Абхазию – один за другим.

Конец курортного лета в Абхазии
please wait

No media source currently available

0:00 0:04:15 0:00
Скачать

Встречаешь, бывало, знакомого, которого давно не видел, и обязательно разговор начинается с того, что это нынче за напасть. Уже, кажется, и придумать больше нельзя чего-то нового, чем можно было бы нагадить сезону, ан нет... 6 июля – мерзкое убийство москвича при попытке ограбления двух отдыхающих семей с детьми, 27 июля – падение прогулочного легкомоторного самолета в Пицунде, когда пилот, кроме себя, угробил еще двоих, включая ребенка; 2 августа – самое масштабное ЧП при взрыве склада боеприпасов, коснувшееся десятков людей. Причем все эти «тридцать три несчастья» – рукотворные, везде присутствует человеческий фактор, ни одно не спишешь на природную стихию или что-то подобное.

А как тут не вспомнишь про «снаряды, падающие в одну воронку», и когда речь заходит о небольшом селе Приморское Гудаутского района! Мало того, что и убийство 6 июля произошло на его территории, и склад боеприпасов взорвался там, рядом с популярной у российских туристов грязелечебницей. Так еще и обсуждаемое сейчас всей Абхазией зверское избиение гаишника Зебеляна позавчера, 21 августа, произошло именно в этом селе, у кафе «Арсаул».

Последнее ЧП к туристическому сезону, конечно, прямого отношения не имеет. Но вряд ли кто-то оспорит то, что опосредованное отношение тут налицо, ибо подобные инциденты не могут не работать против имиджа Абхазии и не сказываться на турпотоке сюда в долгосрочной перспективе.

Впрочем, порой мне кажется, что, может быть, мы в абхазском обществе, бурно обсуждая криминальные происшествия в республике, и преувеличиваем их значение для турпотока. Парадокс, но никогда в прежние годы мне не доводилось принимать дома столько гостей из России, как нынешним летом. В основном приезжавших семьями на своих автомашинах. И не сказать, что люди были малоинформированные, не ведавшие ничего о наших ЧП. Но они рассуждали здраво: на криминал можно нарваться везде, это лотерея; надо просто соблюдать меры осторожности…

Каковы же статистические данные? Пока по ним трудно делать определенные выводы, кроме одного – что нынешний сезон будет однозначно хуже предыдущего, рекордного. Показатели заезда туристов за первое полугодие отставали от прошлогодних на 30%. Но впереди был пик сезона, и по моим визуальным наблюдениям, в частности, на погранпосту «Псоу», турпоток затем, конечно, вырос. Судя по цифрам, опубликованным российскими пограничниками, количество пересечений границы за семь месяцев даже превысило прошлогодний уровень (?!). Впрочем, реалисты на абхазских интернет-форумах, конечно, не восприняли это как увеличение турпотока, а отнесли к, возможно, участившемуся пересечению границы жителями самой Абхазии.

Согласно опубликованным на днях данным аналитической службы Ассоциации туроператоров России (АТОР), в июле этого года лидером туристических направлений по числу запросов пользователей Яндекса оставалась Турция. На нее пришлось 37,7% запросов. На втором месте с большим отрывом от лидера идет Греция с показателем 5,3%. На третьем – Таиланд (4,6%). Также в десятке лидеров находятся Тунис (4,5%), Кипр (4,4%), Италия (3%) Абхазия (2,9%), Испания (2,8%), Болгария (2,7%) и Египет (2,5%). При этом российские курорты показали снижение числа запросов по сравнению с июнем на сорок процентов. Абхазия потеряла в количестве поисковых запросов в Яндексе по сравнению с июнем 13,9% и спустилась на седьмое место среди самых востребованных направлений отдыха. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года общий объем поисков сократился на 33,5%, даже несмотря на то, что в июле это направление вновь было одним из самых недорогих: недельные путевки на двоих на курорты Абхазии с перелетом из Москвы можно было приобрести от 24 тысяч рублей. Наиболее популярными курортами были Гагра, Пицунда и Новый Афон.

Любопытно было появление пару недель назад целого ряда интернет-публикаций в Рунете о вспышке в Турции заболевания энтеровирусом коксаки. Потом и по российским федеральным телеканалам увидел репортажи на эту тему, с демонстрацией кожи детей, покрывшихся ужасной красной сыпью. Но тут же прочел публикацию, где утверждалось, что несколько случаев заболевания на турецких курортах заинтересованные туроператоры специально хотят раздуть до уровня катастрофы с целью «спасения сезона» в Крыму, на Кубани и в Абхазии, то есть там, где рублевая зона. Думаю, это тот случай, когда ничего нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Кстати, про вирус коксаки заговорили и в Абхазии. Но главный санитарный врач Сухума Алла Беляева разъяснила через СМИ, что коксаки – всего-навсего одна из пяти разновидностей энтеровируса. В какой-то год один циркулирует, в какой-то-то другой. Нынче вирус коксаки в Абхазии не фиксировался. Единичные случаи регистрировались в предыдущие годы, но тяжелой ситуации никогда не было и никто от этого не умер. По словам Беляевой, общая заболеваемость кишечными инфекциями нынешним летом ниже, чем в прошлом году. Поэтому и инфекционная больница в Сухуме работает в спокойном режиме, без перегрузки.

В соседнем Сочи, насколько мне известно, в том числе из СМИ, вода в море нынче намного грязней.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG