Южная Осетия может пересмотреть режим пересечения государственной границы с Грузией. Об этом говорится в заявлении Министерства иностранных дел республики. Это может стать ответом на отказ во въезде в Грузию этническим осетинам – уроженцам сел Казбегского района.
Южная Осетия оставляет за собой право на пересмотр режима пересечения государственной границы с Грузией, заявили в МИДе республики. Это может стать симметричным ответом на отказ во въезде в Грузию жителям Северной Осетии – выходцам из Коба, которые ехали в родное село на религиозный праздник. В заявлении югоосетинского внешнеполитического ведомства, в частности, говорится:
«Незаконные действия грузинских властей в отношении осетин, которые являются гражданами России, в Южной Осетии расценивают как грубое и циничное нарушение фундаментальных прав человека. В случае продолжения подобной практики с грузинской стороны, исходя из неразрывного единства осетинского народа, его истории, культуры и национальной территории, правительство Южной Осетии оставляет за собой право на адекватные действия – пересмотр пересечения государственной границы республики с Грузией по всему периметру соприкосновения».
Внешнеполитическое ведомство отмечает, что «это далеко не первый подобный случай, являющийся продолжением государственной политики Грузии по отношению к этническим осетинам – уроженцам осетинских сел Казбегского района Грузии, которая проявляется в их изгнании из собственных домов, лишении права на собственность и отказе в возвращении на историческую родину».
Спикер парламента Южной Осетии Петр Гассиев говорит, что этот вопрос вызвал широкий общественный резонанс в республике. По его словам, он стал предметом консультаций между президентом Южной Осетии Анатолием Бибиловым и главой Северной Осетии Вячеславом Битаровым:
«Факт того, что уроженцев Кобинской котловины не пропускают на родину, получил у нас в Южной Осетии широкий резонанс. Я знаю, что по этому поводу велись консультации между лидерами наших республик – президентом Южной Осетии Анатолием Бибиловым и главой Северной Осетии Вячеславом Битаровым. Я также знаю, что нами будет подготовлен пропорциональный ответ на действия грузинской стороны. Политика Грузии не останется безответной. В заявлении МИДа нет даже намека на нарушение прав грузинского населения Ленингорского района. Если где-то искать прямые нарушения прав человека, то это исключительно в действиях Грузии. В чем будут проявляться ответные меры Южной Осетии? Мне сейчас не хотелось бы их озвучивать, но они обязательно последуют».
Югоосетинский эксперт Юрий Вазагов назвал заявление МИДа Южной Осетии «симметричным ответом на действия Грузии, нарушающей права этнических меньшинств – осетин из Кобинского и Трусовского ущелья»:
«Действия югоосетинской стороны абсолютно законны, и права человека никак не нарушаются. Южная Осетия, в отличие многих других территорий, где происходили войны, разрешила достаточно облегченный вариант пересечения границы в Ленингорском районе, и, в нарушение югоосетинского законодательства, этнические грузины, проживающие в Южной Осетии, имеют по два паспорта, свободно передвигаются и получают социальные льготы и в Южной Осетии, и в Грузии. В Южной Осетии для них созданы сверхлиберальные условия. Поэтому МИД делает такой прозрачный намек, что вся это вольница может прекратиться, если Грузия не образумится и не прекратит свои репрессии против выходцев из Коба и Трусовского ущелья. Меня удивляет реакция международных организаций, реагирующих бурно на какие-то отдельные случаи в Южной Осетии, однако никак не реагирующих на массовое нарушение прав осетинского населения Казбегского района Грузии. Южная Осетия соблюдает права этнических меньшинств, а соседняя сторона этого делать не собирается. Южная Осетия не является членом ООН и при этом соблюдает права этнических меньшинств. А Грузия, являясь членом ООН и многих международных организаций, нарушает права этнических меньшинств и нарушает уставные документы этих организаций», – говорит Вазагов.
На протяжении многих лет Грузия отказывает во въезде многим уроженцам осетинских сел Казбегского района. Напомним, что 23 июля на российско-грузинской границе грузинские пограничники не пропустили в селение Коб выходцев из этого села, граждан России осетинской национальности.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия