В Сухуме в Абхазской государственной филармонии прошел концерт «Шедевры мировой оперы». Известные арии исполнила Нана Черкезия – солистка Государственного камерного оркестра под управлением Давида Терзяна. Публика приняла музыкантов тепло и благодарно.
На концерты классической музыки абхазская публика еще недавно ходила без особого энтузиазма. Аншлаги случались в основном во время фестивалей «Хибла Герзмава приглашает». Но последние год-два ситуация существенно изменилась. Талантливые вокалисты из Абхазии, получив академическое музыкальное образование в России, украсили сцену абхазских театров, громко заявив о себе. И публика не осталась равнодушной, постепенно заполнила залы, оценив по достоинству талант певцов и выступления единственного в Абхазии Государственного камерного оркестра, художественным руководителем и дирижером которого является заслуженный артист Давид Терзян. Немало усилий для того, чтобы разогреть публику и привлечь ее на концерты классической музыки, приложила художественный руководитель Абхазской филармонии Эсма Джениа, которая всегда вдохновенно и интересно рассказывает публике о музыкальных произведениях и исполнителях.
31 августа в Абхазской государственной филармонии вместе с камерным оркестром выступила его солистка и выпускница Ростовской консерватории Нана Черкезия (сопрано). Это был первый в ее творческой биографии сольный концерт.
Ведущая концерта – Эсма Джениа рассказала публике о том, что Нана Черкезия после окончания консерватории стажировалась в Центре оперного пения под руководством Галины Вишневской, где спела партию Иоланты в одноименной опере П.И. Чайковского. Была лауреатом III премии Международного фестиваля-конкурса Musica classica имени Родиона Щедрина (2007 год) и дипломантом ХХХVI Всероссийского смотра-конкурса вокалистов в Санкт-Петербурге (2008 год). Принимала участие во 2-м туре III ежегодного Оперного фестиваля-конкурса ARMEL в Венгрии (2010 год) и прошла занятия в мастер-классах таких звезд оперной сцены, как Сильвана Баццони Бартола, Мирелла Френи, Юджин Кон, Шерил Милнз, Сергей Лейферкус и Михаил Юровский.
Концерт в Сухуме открыл Государственный камерный оркестр, исполнив увертюру из оперы Моцарта «Свадьба Фигаро», а выступление Наны Черкезия началось с арии Памины из оперы Моцарта «Волшебная флейта». Она исполнила серию замечательных арий из известных опер: арию Маргариты из оперы Гуно «Фауст», арию Нормы из одноименной оперы Беллини, монолог Чио Чио Сан из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй», арию Лауретты из оперы Пуччини «Джанни Скикки», арию Джудитты из одноименной оперетты Легара и многое другое. Прозвучало несколько дуэтов в исполнении Наны Черкезия и Астамура Квициния (тенор). Завершился концерт «Застольной» из «Травиаты» Верди.
После концерта своими впечатлениями поделилась Светлана Воронова, педагог Сухумского музыкального училища, выпускницей которого в свое время была Нана Черкезия: «Очень приятно, что этот концерт состоялся. Это первый ее сольный концерт, и он прошел хорошо, успешно. Я очень люблю эту девочку, эту певицу. Она – в числе лучших наших вокалистов. Она получила хорошую школу в Центре Вишневской, у нее есть желание всегда учиться, расти. Мне нравится, как дирижирует Давид Терзян, у него такой пульс, такая энергия!»
Светлана Воронова рассказала и о том, что за последние годы выросла плеяда молодых абхазских вокалистов, которые должны найти себе применение в Абхазии. Она напомнила о том, что в 1967 году Алексей Чичба создал при Сухумском музыкальном училище оперную студию, в которой было занято 25 исполнителей. В частности, в ней пели такие известные в Абхазии певцы, как Ардашил Авидзба и Жозефина Бумбуриди. Силами студии ставились: большой отрывок из оперы Чайковского «Евгений Онегин», первая абхазская опера Шведова «Аламыс» и др. Сегодня для развития абхазской музыкальной культуры необходимо воссоздать хотя бы оперную студию, считает она, – а мечтать надо, конечно, об оперном театре, но это очень дорогое предприятие.
Когда зрители разошлись, я попросила поделиться своими впечатлениями главную героиню – Нану Черкезия. На вопрос о том, как прошел для нее этот вечер, она ответила: «Для меня он прошел стрессово, потому что я всю неделю болела вирусом, у меня все было заложено, я даже разговаривать не могла. Буквально вот-вот восстановился голос. У меня был просто полный букет для того, чтобы не выходить на сцену, но профессия обязывает, уже и афиши висели, и билеты были проданы, я не могу подводить своих зрителей. Певцу, конечно, нужно быть полностью здоровым и физически, и голосово, чтобы выйти и выдать программу. Я старалась эмоционально все передать… И я очень счастлива, потому что сегодня еще и был такой день, погода нелетная, предупреждали, что будут какие-то сильные дожди… Меня очень порадовало, что было много публики в зале, я счастлива, потому что все очень тепло принимали, в общем, я радуюсь!»
Нана Черкезия рассказала и о своих планах. В октябре она уедет в Московскую консерваторию для прохождения ассистентуры-стажировки. А до отъезда примет участие в V Международном органном фестивале, который пройдет в Пицунде.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия