Сегодня вице-президент Республики Абхазия Виталий Габния рассказал на брифинге в Сухуме о своем визите в Карачаево-Черкесскую Республику, который состоялся в конце августа – начале сентября.
В ходе этого визита он принял участие в открытии в ауле Кара-Паго Абазинского района КЧР общеобразовательной школы имени первого президента Республики Абхазия Владислава Ардзинба. Виталий Викторович сказал:
«На наш взгляд, событие является знаковым. Нашего первого президента Владислава Ардзинба воспринимают на всем Северном Кавказе как одного из лидеров, и это ощущалось в поездке повсеместно. Началось все с того, что большой друг Абхазии глава Карачаево-Черкесии Рашид Темрезов, находясь на одном из вечеров, посвященных Владиславу Григорьевичу, сказал, что в абазинских аулах Карачаево-Черкесии большая нехватка социальных объектов, в частности, школ и детских садов. И было бы хорошо не просто построить новое здание с нуля, а не реконструировать старое, и назвать его именем Владислава Ардзинба. Это была ровно его идея, и нужно сказать, что он человек слова. В течение двух лет эта школа была выстроена в Абазинском районе в ауле Каро-Паго, в котором проживают порядка 1200-1300 человек. Открытие школы было обставлено очень празднично. Собралось все руководство республики».
Приехали также известный бизнесмен и меценат Муса Экзеков, мэр Черкесска Руслан Тамбиев. Виталий Габния отметил важность личных контактов в развитии отношений Абхазии с республиками Северного Кавказа. В КЧР, с которой у Абхазии 194 километра общей границы – больше, чем с Краснодарским краем, живут, как известно, не только абазины, почти не отличающиеся от абхазов по языку и по Конституции РА имеющие неоспоримое право на получение абхазского гражданства (три тысячи воспользовались этим правом), и близкородственные черкесы, но и самый многочисленный этнос республики тюркоязычные карачаевцы. Темрезов – карачаевец, но Абхазия для него всегда была очень близкой. Виталий Габния сказал:
«Для главы Карачаево-Черкесии Абхазия стала поистине братской республикой со времен войны, когда он далек был от сегодняшней своей должности. Его отец – хирург, медик, уважаемый, почитаемый человек в Черкесске, дружил и дружит по сей день с Валерой Сангулия. Во время войны Валера всю свою семью, многодетную семью отправил в семью Темрезовых, где они жили в трехкомнатной квартире – 12 или 13 человек... И очень ценят они... Владислава-то понятно... Но и Сергея Васильевича Багапша. Человек, обладавший теплотой, в течение одного года трижды приехавший в Карачаево-Черкесию. Для них такие визиты не являются чем-то рядовым. Надо отдать должное Раулю Джумковичу, который дважды был в Карачаево-Черкесии».
Вице-президент отметил также, что Рашид Темрезов тонко чувствует межнациональные отношения. Вопросы национального характера на Кавказе всегда стоят остро, и в многонациональной Карачаево-Черкесии в том числе. Темрезов внимательно следит за тем, чтобы ничьи национальные интересы в республике не ущемлялись.
Ожидаемо прозвучал на брифинге вопрос о том, обсуждался ли во время встречи Габния с главой и другими руководителями КЧР вопрос о перспективах прокладки транскавказской автодороги Черкесск-Сухум. Вице-президент Абхазии ответил:
«Вопрос открытия дороги обсуждался. Но я вам хочу сказать, что на эту тему уже не разговаривает только ленивый, что называется. Есть свои лоббисты, которые «за» - и там тоже, – и есть, которые не то чтобы «против», но не понимают экономического смысла этой дороги. Главный их аргумент заключается в том, что дорога будет открыта 3-4 месяца в году, а все остальное время это будут заснеженные перевалы со всеми соответствующими опасностями. Сейчас готов проект федеральной дороги из Черкесска на Красную Поляну, это почти то же самое, что и на Абхазию. Есть такие, кто говорит, что этого будет достаточно. Другие говорят, что для нас принципиально, чтобы эта дорога была открыта именно на Абхазию, которая иначе сегодня остается тупиковой в транспортном отношении страной... А когда у нас говорят, что с Северного Кавказа сразу потянутся тенденции, связанные с ваххабизмом или еще чем-то, я могу свое мнение высказать: самая большая угроза для Абхазии – это отсутствие экономической содержательности, когда мы не развиваемся и всего боимся».
Виталий Габния остановился также на организации отдыха в Абхазии семей северокавказских добровольцев Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов и их самих. Ежегодно эта возможность бесплатно предоставляется 130 человекам.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия