В Тбилиси сегодня вспоминали события 24-летней давности – день падения Сухуми. С утра на площади Героев в центре столицы собрались ветераны, родные и близкие погибших в ходе вооруженного конфликта, политики и простые горожане.
Женщины традиционно в черном. Политики с большими венками в руках. У мемориала горят церковные свечи, стоят черно-белые фотографии в рамках. Люди подходят к мемориалу, на котором высечены имена погибших в конфликте, вчитываются в родные. Гули Берия тоже пришла сегодня сюда. Поставила свечку за своего сына.
«Пусть следующее поколение решает, как жить дальше – мириться или не мириться. То, что произошло с нашим, уже не исправить. Но я бы хотела, чтобы наших детей не забывали».
«Моему сыну был 21 год, когда он погиб, а с того дня прошло уже 24 года. Это больше, чем он прожил. Когда я встречаю кого-то, кто узнает во мне маму Васо, – вот только это дает мне силы, чтобы жить дальше».
Среди тех, кто погиб 27 сентября 1993 года, – тогдашний мэр Сухуми Гурам Габескирия. В тот день он вместе с председателем Верховного совета Абхазской автономной республики Жиули Шартава и другими членами правительства был расстрелян абхазскими ополченцами. Сегодня президент Грузии Георгий Маргвелашвили присвоил Гураму Габескирия звание Национального героя.
«Это был человек, которому приказали преклонить колени, но он отказался и погиб. Сегодня мы награждаем его высшей наградой Грузии – званием Национального героя», – сказал президент.
К мемориалу с утра пришли представители правительства, члены различных партий. Они приносили соболезнования семьям погибших, говорили о примирении и недопустимости кровопролития. Среди них – Кетеван Цихелашвили, госминистр по вопросам примирения и гражданского равноправия:
«24 года – это немало для человеческой жизни, для целого поколения. Вероятно, нам следует сделать определенные выводы. Что самое главное: мы больше никогда не должны допустить противостояние, конфликт, войну. Наша главная цель – это мир».
Грузино-абхазский вооруженный конфликт начался 14 августа 1992 года. Число погибших и с той, и с другой стороны, согласно данным Human Rights Watch, составило около восьми тысяч человек. При этом, по информации Министерства по делам вынужденно перемещенных лиц, беженцев и расселению, в списках пропавших без вести числятся около двух тысяч человек. Посредством механизмов, созданных Красным Крестом, стороны продолжают искать их по сей день.