«Грузинская мечта» предложила президенту Георгию Маргвелашвили наложить вето на принятую Конституцию. Ее представители также выразили желание встретиться с главой государства – но без оппозиционеров.
«Принятый парламентом документ, который должен жить в веках, не выдержал и часы», – заявил президент Георгий Маргвелашвили перед встречей с представителями оппозиции.
На этой встрече он пригласил и «Грузинскую мечту» обсудить, как быть с принятой два дня назад Конституцией, направленной президенту для утверждения. «Мечтатели» назвали ее идеальной и полноценной, документом, который будет служить государству веками, тем не менее предложили президенту наложить вето по двум статьям – о запрете создания одноразовых избирательных блоков перед выборами и о так называемой бонусной системе распределения мандатов. Эта система позволяет правящей силе получить все нераспределенные по итогам голосования мандаты.
Накладывать вето на документ предлагает президенту и оппозиция. Кроме двух пунктов, указанных «мечтателями», у них претензии есть и к другим статьям – об отмене прямых выборов президента и о переходе к пропорциональной системе выборов лишь в 2024 году. Оппозиционеры предлагают отказаться от смешанной мажоритарной системы уже в 2020 году.
«С тем, что вето – выход из сложившейся сложной ситуации, согласны все. С этим соглашается принявшая Конституцию «Грузинская мечта», с этим соглашается, как я понимаю, и оппозиционный политический спектр», – обратился президент к представителям оппозиционных партий.
Георгий Маргвелашвили выразил сожаление, что на этой встрече, несмотря на приглашение, отсутствовали представители правящей силы. Они предложили встречу тет-а-тет.
Представители оппозиции предложение и поведение «Мечтателей» назвали «неадекватными». Лидер «Свободных демократов» Нино Гогуадзе во всем этом увидела и другое:
«Грузинская мечта» сама написала эту Конституцию, сама созвала внеочередные парламентские заседания, сама с собой достигла консенсуса, сама утвердила, сама себе устроила овации, а теперь хочет, чтобы и критику этого процесса, то есть мотивированные замечания президента, сама написала – это не что иное, как тоталитаризм».
В правящей силе свое предложение президенту накладывать вето только по двум пунктам назвали проявлением конструктивизма. А также возможностью для президента, который разделял за все это время недовольство остального политического спектра и гражданского общества, сыграть позитивную роль.
Целый день представители «Грузинской мечты» максимально сдерживали себя, чтобы не прибегнуть к привычному методу общения с президентом – публичной критики и обвинений в его предвзятости и политических амбициях. К вечеру «обет молчания» нарушил лидер фракции «Грузинская мечта» Мамука Мдинарадзе:
«То, что мы видим со стороны президента и его администрации, это просто возмутительно. Это часть очень плохой, грязной пиар-кампании. Если он наложит вето на статьи, предложенные оппозицией, которые не понравилась и Венецианской комиссии, он опять сделает себя посмешищем».
При этом в «Грузинской мечте» обходят стороной вопрос, почему она не учла изначально рекомендации той же Венецианской комиссии по тем пунктам, которые теперь хочет изменить. По словам вице-спикера Гии Вольского, в случае «ослушания» президента, правящая сила преодолеет вето, а потом к весне сама инициирует изменения к поправкам в Конституции лишь по избранным ею двум пунктам.
В администрации президента заявили, что он готов встретиться с парламентским большинством. О своем решении президент Георгий Маргвелашвили сообщит позже. По закону у него до 10 октября есть время утвердить или же наложить вето на документ и с мотивированными замечаниями вернуть его обратно на рассмотрение в парламент.