Accessibility links

Президенты консервируют тишину


Президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян в Женеве
Президенты Азербайджана и Армении Ильхам Алиев и Серж Саргсян в Женеве

ПРАГА---Сегодня в Женеве состоялась встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева и президента Армении Сержа Саргсяна. Президенты договорились принять меры для интенсификации переговорного процесса и предпринять дополнительные шаги для снижения напряженности в зоне нагорно-карабахского конфликта. Мы обсудим эту долгожданную и знаковую встречу с азербайджанским политологом Ильгаром Велизаде.

Вадим Дубнов: Ильгар, давайте поговорим об этой встрече, ведь на самом деле там немного непонятно: эта встреча долгожданная, с прошлого апреля никто не встречался, и это, с одной стороны, вроде бы возвращение к переговорному процессу, а с другой стороны, я не помню, чтобы так скупо давалась информация, т.е. вообще ничего нет о встрече. Как вы думаете, почему?

Ильгар Велизаде: Вообще, надо отдать должное дипломатам, что они смогли подготовить и провести эту встречу в таких сложных условиях. Мы все знаем, что с начала лета речь шла о подготовке встречи министров иностранных дел. Такая встреча состоялась на полях Генассамблеи ООН в Нью-Йорке, и тогда же министры иностранных дел договорились о том, что будут готовить встречу президентов.

Президенты консервируют тишину
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:40 0:00
Скачать

Встреча президентов ожидалась до конца года, но то, что прошла в такие сжатые сроки – фактически не прошло и месяца, как встречались министры иностранных дел, – говорит о том, что интенсивная работа велась, и как минимум, если говорить о положительных сторонах, повестка, которая была согласована министрами иностранных дел при содействии Минской группы, была одобрена президентами, что уже вселяет какие-то определенные надежды. То, что процесс был таким неафишируемым, – понятно, учитывая специфику ситуации, что много разговоров вокруг него быть не должно было.

Вадим Дубнов: Армянская сторона дала понять, что речь шла об укреплении мер доверия, о снижении напряженности, и мне кажется, что это тот самый случай, когда здесь вроде можно поверить – здесь лукавить не приходится, – действительно, самое главное сейчас – эта напряженность на границе, которая в последние месяцы немного спала. О чем могут договариваться президенты, какие предложения хотя бы снижению этой напряженности могут быть в повестке дня?

Ильгар Велизаде: Я думаю, что прежде всего речь должна и могла идти об активизации переговорного процесса как такового. Если переговоров нет, естественно, как следствие отсутствия переговоров – напряжение на линии фронта. В данном случае тот факт, что президенты все-таки решили сконцентрироваться на эффективности переговорного процесса, уже способствует деэскалации ситуации на линии фронта. Вот в этом смысле есть какая-то согласованность в действиях. Я думаю, что сегодня основной акцент должен строиться на активизации самого переговорного процесса, на продолжении тех договоренностей, которые были приняты в прошлом году в Вене и в Санкт-Петербурге. Периодически в СМИ появляется информация, и в данном случае основными ньюсмейкерами выступают как министры иностранных дел конфликтующих сторон, так и министр иностранных дел России, и периодически ведутся разговоры о т.н. субстантивных переговорах, – в принципе, об этом была договоренность в прошлом году, но этих субстантивных переговоров так и не получилось. Я думаю, что сегодня был проведен предметный разговор о том, как реализовать эту схему субстантивных переговоров, что они из себя должны представлять и к каким возможным результатам могут привести.

Вадим Дубнов: Ильгар, многим казалось, что где-то до апреля стороны приближались к какому-то компромиссу и по поводу районов, и по поводу какой-то готовности следовать Мадридским принципам. Означает ли сегодняшняя встреча, что стороны готовы вернуться к этому вектору?

Ильгар Велизаде: Да, есть такие ожидания. Дело в том, что в последнее время об этом часто говорилось и в СМИ – шли активные обсуждения по поводу того, как возвращать, сколько возвращать и т.д., и чем это может быть обусловлено. Я думаю, что так или иначе эта тема была отмечена в сегодняшних переговорах.

XS
SM
MD
LG