Шесть грузинских телеканалов исключены из пакетов кабельных операторов. Среди них «Рустави 2» и «Имеди», занимающие первые строчки рейтингов. Причина в намерении телекомпаний требовать плату за трансляцию своих передач.
За неделю до выборов в органы местного самоуправления ведущие телеканалы страны «Рустави 2» и «Имеди», а также еще четыре канала – «Маэстро», GDS, Comedy TV и Marao – оказались вне вещательных пакетов грузинских кабельных операторов. Последние отмечают: это предупредительная мера. Так, по словам директора Союза грузинского кабельного телевидения Теоны Беруашвили, они отреагировали на решение вышеупомянутых каналов ввести плату за использование их телевизионного контента:
«Все возможности для переговоров были исчерпаны, поэтому руководство кабельных операторов приняло решение в знак протеста прекратить трансляцию. Это сделано для того, чтобы показать, что может произойти, если стороны не придут к согласию».
Свою позицию руководство кабельных операторов считает оправданной. Представитель компании «Ньюком» Заза Агладзе даже считает, что, напротив, телеканалы должны платить за сервис:
«Мы исполняем транзитную функцию. Обеспечиваем донесение продукта телекомпаний до зрителя. Почему нам за это не платят? Мы же тратим деньги на обеспечение вещания».
Впрочем, тут же отметил:
«Исходя из того, что сейчас предвыборный период, и во избежание спекуляций на это тему наше решение прекратить трансляцию, скорее всего, будет временным».
Временным или нет, но сам прецедент с отключением вызвал жесткую реакцию со стороны руководства «опальных» телеканалов. Директор «Рустави 2» Ника Гварамия заявил, что такая позиция печально отразится на самих кабельных операторах:
«Это тот редкий момент, когда «Рустави 2» и «Имеди» солидарны. Этот вопрос настолько важен с точки зрения бизнеса, что все ведущие СМИ как один потребовали плату за трансляцию произведенного контента. Это абсолютно нормально. Тем более что цены на нашем рынке довольно низкие. Если (кабельные операторы) отключат, ну, это их решение. Мне кажется, что это приведет к тому, что они потеряют свои позиции на рынке. И очень быстро останутся без пользователей».
Легитимность требований телекомпаний подтверждает представитель Национальной регулирующей комиссии Грузии по коммуникациям Хатия Курашвили:
«Закон позволяет телекомпании требовать от кабельного оператора плату за произведенный продукт. Она должна соответствовать среднерыночной цене с возможным колебанием в 10%. На нашем рынке уже есть подобные каналы. Например, спортивные».
За пакет из шести вышеупомянутых телеканалов их руководство требует от кабельных операторов сумму из расчета четыре лари на одного пользователя в месяц. Исходя из сегодняшней ситуации на рынке, это приблизительно на 30% меньше стоимости платных грузинских телеканалов. Но оппоненты не согласны с такой постановкой вопроса. Сегодня ведущие кабельные операторы страны Magti и Silknet распространили схожие заявления. В них говорится, что обе компании готовы платить за контент в соответствии с международной практикой. Но для них категорически неприемлемы условия предлагаемой сделки. В частности, кабельные операторы не хотят покупать один пакет из шести телеканалов с разным рейтингом, редакционной политикой и аудиторией. Они предлагают заключить соглашение на основе переговоров с каждой телекомпанией индивидуально.
Такой расклад, отмечают специалисты, может быть выгоден «Рустави 2» и «Имеди» как бесспорным лидерам грузинского телерынка. А вот остальным четырем каналам условия вряд ли понравятся. С другой стороны, по мнению эксперта в области цифрового телевещания Давида Зилпимиани, в нынешнем торге преимущество на стороне телевизионщиков:
«Сегодня найти возможность посмотреть грузинские телеканалы не представляет проблем. В любом регионе Грузии можно подключить специальный цифровой ресивер, так называемый set box, и получать сигнал как бесплатных, так и платных телеканалов».
По словам специалиста, технология мультиплекса (набор телевизионных и радиовещательных каналов, передаваемых по одному цифровому каналу) сейчас активно внедряется не без помощи правительства по всей стране, и более миллиона человек уже могут смотреть все грузинские телеканалы без участия кабельных операторов.