Accessibility links

Заложники экстрадиции


По мнению наблюдателей, за последнее время экс-президент никогда не был так близок к принудительному возвращению на родину, как сейчас
По мнению наблюдателей, за последнее время экс-президент никогда не был так близок к принудительному возвращению на родину, как сейчас

Михаил Саакашвили в ближайшем будущем может быть выслан на родину. Бывший президент Грузии уверяет: генеральный прокуратур Украины Юрий Луценко уже готовит документы для его ареста и экстрадиции в Тбилиси.

Михаил Саакашвили, действительно, не исключает возможности своего принудительного возвращения на родину. Экс-губернатор Одесской области даже обратился за помощью к «родным киевлянам»:

«Я у них застрял в горле. Они хотят депортировать меня. Я хочу запросить защиты у моих родных киевлян, у приличных, порядочных людей Украины. Я буду вас защищать, но давайте защищайте меня».

Сумеет ли собранное Саакашвили «народное вече» защитить его, сказать сложно, но грузинский следственный орган уже не раз подтверждал в случае экстрадиции готовность разместить экс-президента в «уютной камере». Министр юстиции Тея Цулукиани также недавно напомнила, что грузинская сторона направила в Киев все необходимые документы, и их «вполне достаточно для решения вопроса об экстрадиции»:

Заложники экстрадиции
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:17 0:00
Скачать

«Украинская сторона обратилась к нам с вопросом, остается ли на сегодняшний день в силе запрос на экстрадицию (Саакашвили). И сейчас, насколько мне известно, исходя из коммуникаций с украинскими коллегами, идет работа над документацией, которую предоставила грузинская сторона после подтверждения, что запрос на экстрадицию остается в силе».

В отношении Саакашвили Главной прокуратурой Грузии возбуждены четыре дела по трем статьям УК страны: «Растрата госсредств», «Превышение служебных полномочий» и «Злостное использование служебных полномочий». Обвинение утверждает: бывший глава государства тратил огромные суммы на роскошный образ жизни и дорогие подарки верным сторонникам. Деньги же шли из специального фонда Службы государственной охраны. Приговор, как ожидается, будет оглашен уже в ближайшие дни. И Михаилу Саакашвили есть о чем волноваться.

По мнению наблюдателей, за последнее время экс-президент никогда не был так близок к принудительному возвращению на родину, как сейчас. Однако, судя по последним заявлениям представителей грузинских властей, официальный Тбилиси не особо обрадуется возвращению опального политика. Глава МИДа Михаил Джанелидзе постарался максимально дистанцироваться:

«Ответ правительства Грузии на этот вопрос однозначный. У этого вопроса есть правовое измерение, и шаги будут сделаны соответствующие».

А госминистр по евроинтеграции Виктор Долидзе и вовсе оставил Михаила Николозовича в прошлом:

«Михаил Саакашвили не является для меня темой. Он – прошлое нашей страны. Мы – правительство, ориентированное на будущее. Для меня неважно, что он заявил».

Впрочем, возможная экстрадиция Саакашвили вполне может повлиять на это «будущее». В «Едином национальном движении» – партии экс-президента не исключают, что такой вариант выведет на улицы его сторонников и последует вмешательство влиятельных западных политиков. Что может вылиться в не очень приятные для правительства события.

В случае если Михаил Саакашвили все же будет экстрадирован, грузинскому правосудию, по признанию самих представителей прокуратуры, не останется ничего иного, как заключить его под стражу. Любая другая мера пресечения, в том числе домашний арест, исключена, так как бывший президент заочно арестован по решению суда за отказ явиться на заседания. Чисто теоретически своего предшественника может помиловать действующий президент Грузии. Но на данный момент Георгий Маргвелашвили, по словам представителей его администрации, этот вариант не рассматривает.

Впрочем, политолог Гия Хухашвили сомневается, что бывший президент окажется за решеткой:

«Если даже его посадят, то будет апелляция, и через некоторое время его придется выпустить. Ну, к тому же сомневаюсь, что эти дела против него... на самом деле я считаю, что он виноват во многих бедах этой страны, но все-таки мне кажется, что с доказательствами прямыми, а не косвенными, дела обстоят не очень хорошо. А власть должна всегда учитывать, что речь идет о президенте. Для того чтобы арестовать президента, нужны очень веские и очень убедительные доказательства».

Но при этом Хухашвили не считает, что вынужденное возвращение Саакашвили сможет серьезно изменить внутриполитический расклад сил в стране:

«Если бы это случилось до выборов, это могло бы привести к серьезным последствиям, скажем так, расшатыванию ситуации и формированию какого-то кризиса. Но что касается экстрадиции в данный момент, то его не удастся посадить сразу в тюрьму. То есть вполне логично, что от нашего правительства будут требовать (западные политики), чтобы до суда оставить его на свободе. И, конечно же, это будет неприятно, мягко говоря, для власти. Но имеет ли Саакашвили потенциал что-то серьезное сделать на том фоне, как идут его дела, по крайней мере, в Украине... Я очень сомневаюсь».

По мнению эксперта, грузинским властям появление Саакашвили в Грузии крайне невыгодно, но в то же время они не могут отказаться от уголовного преследования бывшего президента.

XS
SM
MD
LG