Наблюдая за дележкой зон влияния верховными иерархами, нельзя не констатировать, что и у Бога тоже бывают провалы в кадровой политике. Его «наместники на земле» явно распоясались и, забыв о вере и имидже Всевышнего, приземленно думают лишь о власти и деньгах.
Последняя встреча иерархов ГПЦ и РПЦ по вопросу абхазской церкви чем-то напомнила раздел зон влияния королями преступного мира. Бога ради, я не буду детально сравнивать преступный мир со структурой и поведением патриархов, чтобы меня не обвинили в святотатстве и воинствующем атеизме, но отмечу, что поведение «отцов» земных может кого угодно отвернуть от веры.
Ни для кого не секрет, что после грузино-абхазской войны абхазская церковь стала яблоком раздора между РПЦ и ГПЦ. Грузинская церковь, как, впрочем, и политическая элита этой страны, отказывалась воспринимать сложившуюся реальность. Католикос вся Грузии Илия Второй повторял мантру о единстве ГПЦ, а РПЦ распространяла свое влияние на абхазскую церковь.
Но шесть лет назад Московская патриархия споткнулась на Новоафонском монастыре Святого апостола Симона Кананита, попытавшись влезть в чужой монастырь, в прямом смысле, со своим уставом. И вот что из этого получилось. 15 мая 2011 года в Новоафонском монастыре прошло церковно-народное собрание, инициированное монахами этого монастыря, которое объявило о создании религиозной организации «Священная митрополия Абхазии» с центром в Анакопии.
Создание новой православной религиозной организации, поставившей перед собой цель – возрождение самостоятельной абхазской церкви, было спровоцировано действиями РПЦ, приславшей в обитель своего настоятеля – валаамского монаха игумена Ефрема (Виноградова). Такое вмешательство РПЦ в дела Абхазской церкви возмутило не только абхазских священников, но и мирян. 70 тысяч граждан Абхазии – клириков и мирян – подписались под обращением о признании независимой абхазской церкви к Вселенскому патриарху Варфоломею и к патриархам всех православных церквей.
Обращение к Вселенскому патриарху вернуло ГПЦ И РПЦ к существующей реальности. Используя разногласия между теперь уже двумя православными организациями Абхазии – Священной митрополией Абхазии во главе с архимандритом Дорофеем (Дбар) (СМА) и Абхазской православной церковью (АПЦ), которую возглавляет иерей Виссарион (Апплиаа), – грузинский католикос Илия Второй и российский патриарх Кирилл решили поделить Абхазию на зоны влияния. В общем-то ничего нового: такой же план раздела Абхазии существовал до ее признания Россией в 2008 году и у политиков Грузии и России. Просто теперь уже ГПЦ в этом российско-церковном альянсе выполняет роль тарана, с помощью которого РПЦ рассчитывает получить Новоафонский монастырь, а таран уже согласен на восточную часть Абхазии. Любимые грабли никто не отменял.
Во всех этих переговорах нет главного – людей. Если бы люди имели значение для иерархов, то они учли бы мнение 70 тысяч клириков и мирян Абхазии, проголосовавших за независимую абхазскую церковь, а не ссылались бы на церковные каноны, придуманные ими же, как на истину в последней божественной инстанции.
Ну что делать с этой паствой, которая не ощущает себя обездоленной и спокойно молится в «непризнанной» церкви? Что делать, если это, не вписывающееся в церковные каноны «незаконнорожденное» дитя не ощущает себя ущербным и 25 лет живет самостоятельной жизнью? Ответ очевиден.
А вот последствия грузино-российского церковного альянса за спиной Абхазии могут дать неожиданные результаты. Они либо усугубят конфликт, существующий между двумя церковными организациями Абхазии, либо послужит делу их объединения.
Во втором случае у российско-грузинского сговора останется только один путь – крестовый поход на Абхазию. У грузинского католикоса Илии есть такой опыт: во время грузино-абхазской войны он уже призывал к убийству «своей паствы» в Абхазии, и «его паства» об этом хорошо помнит.
Где в этом совместном плане рейдерского захвата вера и высокие моральные принципы духовных отцов православия? Нет их. Остается только молиться: Отче наш, не введи абхазских священников и политиков в искушение и избавь нас от своих лукавых наместников.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции