Утверждение партией власти председателя комитета по законодательству показало: делиться полномочиями она не намерена ни с каким меньшинством. Еще год назад оставалась надежда на противостояние власти и создания блока меньшинства, однако расклад в парламенте не оставляет ему шансов – такова воля избирателя. Эксперты возлагают надежды на следующие выборы, которые пройдут по смешанной системе.
Лидер парламентской партии «Единство народа» Владимир Келехсаев говорит, что ничего неожиданного не произошло:
«Я и раньше всегда говорил, что все вопросы, которые мы ставим на сессиях, никогда не поддерживались партией большинства. Мы и сейчас знали, что кандидатуры от нашей партии не будут ею одобрены».
Продолжает Владимир Келехсаев:
«Они решили протолкнуть именно своего человека, из своей партии.
– Как в таких условиях можно продолжать работать дальше?
– Как я уже говорил, в парламенте сегодня работать трудно. Что бы вы ни озвучивали, что бы вы им ни советовали, они не прислушиваются к мнению меньшинства. Хочется что-то сделать для республики, но в парламенте это невозможно».
В мае 2016 года три парламентские партии – Народная партия, «Единство народа» и «Ныхас» – объявили о создании коалиции. Год назад они объясняли это желанием быть услышанными в стенах парламента и сопротивлением авторитаризму партии «Единая Осетия», которая, по мнению партийцев, занимается «игнорированием мнения других парламентских партий и сведением личных счетов с политическими оппонентами». Однако зародившийся в депутатских рядах очаг сопротивления после президентских выборов и победы лидера «единоосов» Анатолия Бибилова бесславно угас.
Продолжает Владимир Келехсаев:
«Да, мы сделали блок, но, к сожалению, он распался, потому что кому-то пообещали места, кому-то еще что-то пообещали, поэтому все разошлись. И сегодня я думаю, что собрать блок обратно не получится: если кому-то что-то пообещали или предложили, то им трудно будет от этого отказаться». Кричать, или просить уже бесполезно, нас все равно никто не услышит, говорит лидер «Единства народа», надо просто готовиться к парламентским выборам.
Политолог Дина Алборова разговор с «Эхом Кавказа» начала с оговорки:
«То, что в парламенте большинство депутатских мест принадлежит одной партии, результат выборов, и это все законно. Но при таком раскладе в парламенте не может работать система сдержек: то есть это уже определяющая партия, и права она – не права, правильно или неправильно, хорошо – плохо, но всегда будут приниматься решения, которые она будет продвигать. Такая ситуация будет, конечно же, до конца срока. И тут изменить или что-то поменять абсолютно невозможно. Во всяком случае, в рамках закона. Другое дело, что смешанная система выборов – следующая. Будут и мажоритарии, потому что для нас это важно. Конечно, важна и пропорциональная система, чтобы развивать партийную систему. Но факт мажоритариев и наличие их в парламенте – у меня, например, большая надежда на них тоже».
Я задала вопрос эксперту: есть ли возможность влиять на партию большинства сейчас, когда «Единую Осетию» уже воспринимают как не считающуюся с мнением остальных авторитарную политическую силу? Говорит Дина Алборова:
«Если вспомнить ситуацию, когда объявляли вотум недоверия министру иностранных дел (Давиду Санакоеву). Тогда на сессии был бойкот от остальных партий, и это означало, что кворума нет. Они – большинство, но не такое большинство, чтобы принять окончательное решение. И вот когда остальные партии объединились и выступили против, сказали, что мы не будем голосовать, и даже срывали сессии, что было чревато плохими последствиями, вот тогда и было воздействие на эту политическую партию, которая в итоге сняла этот вопрос с повестки. Но дело в том, что сейчас этой проблемы кворума больше нет. Потому что, насколько я понимаю, «Народная партия» однозначно живет в поддержку партии большинства. И партия «Ныхас». То есть все это зависит от принципиальности и принципиальной позиции остальных партий. Если этой принципиальной позиции нет, то о чем мы можем говорить?!»
По мнению Алборовой, вероятнее всего, ситуацию не спасет и местный избиратель, который из года в год демонстрирует политическую и юридическую неграмотность:
«Они выбирают, а потом сами же на всех жалуются. Извините, а на ком ответственность? Наш избиратель не понимает, что вся ответственность лежит на его плечах. Потому что это – его выбор, это был его голос, это он решил, что именно такая ситуация должна быть. Об этом никто не думает. Они быстренько снимают с себя всю ответственность, а потом сидят на кухнях, промывают всем кости и остаются всем недовольны».
«Может, пора уже начать думать? – продолжает эксперт. – У нас безответственность на всех уровнях, и если начнет меняться избиратель, его отношение к выборам, то могут начаться изменения».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия