«Все за одного» – под этим лозунгом в Тбилиси сегодня прошла акция в поддержку актера Георгия Гиорганашвили. Люди требуют освободить Гиорганашвили, которого 23 декабря Тбилисский городской суд приговорил к восьми годам лишения свободы за незаконное приобретение и хранение наркотиков в особо крупном размере.
«Война с народом должна завершиться». Результаты действующей наркополитики эти люди сравнивают именно с войной. Сегодня они собрались в поддержку актера Георгия Гиорганашвили по прозвищу Бахала. Пока представители парламента, церкви и общественности чуть ли не в один голос говорили о том, что наркополитка должна стать более гуманной, актера приговорили к восьми годам лишения свободы. Сейчас участники акции собирают подписи для петиции, которая будет направлена президенту Грузии Георгию Маргвелашвили с просьбой помиловать Георгия Гиорганашвили. Впрочем, основное требование этих людей остается прежним: они хотят, чтобы репрессивной наркополитике, покалечившей и продолжающей ломать судьбы людей, пришел конец, говорят участники акции.
«Мой сын четыре года сидит в тюрьме. Из-за конопли. Если он кому-то и навредил – только себе и мне, больше никому. Я нигде не могу найти правды», – говорит Тамила Капанадзе.
Георгия Гиорганашвили задержали в январе прошлого года. При обыске у него обнаружили 0,3726 г бупренорфина (суботекса). Сам же актер утверждает, что наркотики ему подбросили. Кроме того, он говорит о словесных и физических оскорблениях, нанесенных ему сотрудниками МВД. В заключительной речи на судебном процессе во вторник Гиорганашвили сказал:
«Обвинения абсурдны. Если бы у меня действительно были наркотические вещества, я бы пошел на соглашение с прокуратурой и отсидел бы всего год».
Выяснить, нарушили ли закон представители правоохранительных органов, должна прокуратура. В свою очередь министр ВД Георгий Гахария заявляет, что, если то, о чем говорит осужденный, подтвердится, полицейские будут наказаны с особой строгостью.
В Ассоциации молодых юристов не берутся оценивать приговор, пока не будет опубликована мотивационная часть решения суда. Впрочем, представителю НПО Георгию Гоциридзе есть что сказать относительно политики наказания людей за подобные преступления в целом. Для сравнения: за убийство без отягчающих обстоятельств предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 7 до 15 лет, за изнасилование – от 6 до 8 лет, за разбойное нападение – от 5 до 7 лет. Георгия Гиорганашвили приговорили к восьми годам за «0,37 г суботекса, которые у человека были, возможно, для личного пользования, хотя это, конечно, и является особо крупным размером, согласно нашему законодательству. За эти действия предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком от 8 до 20 лет или пожизненное заключение», – говорит Гоциридзе.
Возникает вопрос пропорциональности мер наказания, который, по словам Гоциридзе, не раз обсуждался и Конституционным судом, куда вносились апелляционные иски. Одним из последних было дело гражданина Хомерики, обвиненного в том, что он вырастил 265 г марихуаны. Самым мягким наказанием, которое мог выбрать для него суд, было лишение свободы сроком на 7 лет.
«Позиция Конституционного суда была такова: 265 г – это настолько большое количество, что оно не может быть использовано одним человеком. И в этом случае государство, разумеется, может по закону лишить человека свободы. Но минимальное наказание, предусмотренное за это преступление, в сравнении с наказанием за другие, более тяжкие преступления Конституционный суд счел непропорциональным. Сейчас мы имеем дело со схожим случаем. Изнасилование однозначно является более тяжким преступлением, нежели то, за которое тбилисский суд приговорил Георгия Гиорганашвили к восьми годам», – говорит Георгий Гоциридзе.
К акции в поддержку Георгия Гиорганашвили присоединились около 20 различных НПО и групп.