Accessibility links

Арифметический скандал в абхазском парламенте


За избрание недостающего судьи КС проголосовало лишь 23 депутата, когда для этого необходимое квалифицированное большинство составляет минимум 24 парламентария
За избрание недостающего судьи КС проголосовало лишь 23 депутата, когда для этого необходимое квалифицированное большинство составляет минимум 24 парламентария

В минувший понедельник жители Абхазии, просмотрев местные теленовости и выпуски интернет-изданий, облегченно вздохнули: ну, наконец-то Конституционный суд, о необходимости создания которого на протяжении двадцати с лишним лет говорили все политические силы в Абхазии и который в последние почти полтора года уже стал притчей во языцех, поскольку его все никак не могли сформировать, может приступить к работе. Это произошло после того, как парламентом был избран недостающий, пятый судья КС.

Но не тут-то было: парламентарий Батал Табагуа, который, оказывается, выражал протест на самом заседании сессии, поднял шум, обратившись к прессе: на самом деле Алиса Бигвава, уже принесшая присягу на заседании парламента, не могла быть избрана судьей Конституционного суда, ибо за нее проголосовало лишь 23 депутата, а необходимое для этого квалифицированное большинство (две трети или больше) составляет минимум 24 (ведь ровно две трети от 35 депутатов – списочного их числа – это приблизительно 23,33, то есть больше 23).

Арифметический скандал в абхазском парламенте
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:11 0:00
Скачать

Математика – наука строгая и на компромиссы не способная, и спорить тут, собственно, не о чем. На указанную «нестыковку» сразу же, в понедельник, 12 февраля, обратили внимание на форуме сайта «Абхаз авто». Кстати, я нашел сегодня в архиве сайта «Эха Кавказа» свой репортаж от 22 ноября 2016 года с заседания сессии парламента предыдущего, пятого созыва, которое освещал. Тогда 28 депутатов избирали тайным голосованием – в первый раз – всех пятерых судей КС, но были избраны только двое – Людмила Ходжашвили и Рауль Пантия. а Тамаз Кецба, Сергей Смыр и Якуб Лакоба «не набрали достаточного числа голосов – их было нужно 24».

После этого президент предлагал парламенту еще несколько кандидатур, но квалифицированное большинство в парламенте смогли получить только Нурий Тания и Диана Пилия – соответственно, в январе и феврале прошлого года. И вот арифметический казус и спорная ситуация, возникшая на этой неделе...

«Так выбрали или не выбрали судью?» – задался вопросом один из интернет-форумчан. И съехидничал: «Если выбрали судью Конституционного суда с нарушением Конституции, то хорошее начало, а главное – многообещающее». И впрямь, как теперь работать КС, при всей квалификации составивших его судей, если теперь любое его решение будет отвергаться недовольным со ссылкой на то, что «пятый элемент» его был избран с нарушениями?

Я встретился сегодня с Баталом Табагуа, и вот что он сказал:

«Что произошло? Я думаю... мне так кажется... счетная комиссия, она, честно говоря, внесла смуту. И пока до многих дошло мое выступление, быстренько прошло голосование (по утверждению протокола заседания счетной комиссии). И весь вопрос. Там еще есть нарушение в том, что президента не было, а присягу член Конституционного суда дает в его присутствии. Понимаете, нельзя подходить несерьезно, не по закону».

Я понимаю, что очень многим в парламенте, как и вне его очень хотелось, чтобы КС поскорее заработал, но... Батал Иванович из соображений этики не стал называть членов счетной комиссии. Но в чем же причина того, что Алиса Бигвава не смогла набрать хотя бы 24 голоса? Я высказал мысль, что к самой ее кандидатуре претензий не было: Алиса Зурабовна – опытный и уважаемый юрист, проработавшая немало лет прокурором столицы Абхазии, а все дело было, так сказать, в принципе. И Батал Табагуа с этим согласился.

Действительно, ряд депутатов настаивали на том, что формировать КС нельзя, пока президент Абхазии Рауль Хаджимба не выполнил один из пунктов решения 5 января парламентской комиссии по расследованию правомерности помилования Георгия Лукава: предложить главе государства до рассмотрения этого вопроса Конституционным судом отстранить главу президентской администрации Даура Аршба от занимаемой должности. Поскольку президент не стал этого делать, выступавший перед голосованием по избранию Алисы Бигвава депутат Аслан Бжания предложил вопрос отложить, но не был поддержан большинством коллег. Тем не менее двое не приняли участие в тайном голосовании, в том числе и заявивший об этом Батал Табагуа, один проголосовал против... Можно задаться и другим вопросом: почему в заседании принимало участие только 26 депутатов из 35? Батал Табагуа вспомнил о том, что некоторые, избиравшиеся от Гагрского района, находились в тот день там, поскольку Собрание района решало очень важный вопрос о новом главе администрации. Не буду спорить: добиться стопроцентной явки парламентариев на заседания сессий в силу разных причин вряд ли возможно. Но если участие в них стабильно принимает число депутатов, лишь ненамного превышающее квалифицированное большинство, достичь последнего при голосовании становится крайне трудным.

Что же дальше, как собираются Батал Табагуа и его единомышленники в данном вопросе добиваться отмены решения об избрании пятого судьи КС? Мне пришла в голову шутливая версия: поскольку подобные спорные вопросы часто рассматриваются Конституционным судом, обратиться в него, когда он приступит к работе. Но потом, конечно, со смехом это отверг: ведь как депутаты могут обращаться в орган, который в данный момент считают нелегитимным? Табагуа сказал, что если ему не удастся убедить коллег, прежде всего руководство парламента, отменить принятое решение как незаконное, то тогда он обратится в Верховный суд.

В завершение нашего разговора я, пользуясь случаем, задал Баталу Ивановичу еще пару вопросов. Сейчас он по результатам одного из двух интернет-опросов, цифры которых приводились в СМИ, занимает первое, а по результатам другого – второе место среди тех, за кого проголосовали бы избиратели, проходи президентские выборы в Абхазии в ближайшие выходные. Я сказал:

«Вы относитесь к оппозиционно настроенным депутатам парламента и…

– Я не считаю себя ни оппозиционным, ни провластным…

– Потом, как помнится, кто-то из интернет-пользователей написал: «У него нет президентских амбиций».

– Да, правильно сказал, я не намереваюсь выдвигаться».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии

  • 16x9 Image

    Виталий Шария

    В 1969 году окончил сухумскую 7-ю среднюю школу, в 1974 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

    В 1975-1991 годах работал в газете  «Советская Абхазия», в 1991-1993 годах – заместитель главного редактора газеты «Республика Абхазия».

    С 1994 года – главный редактор независимой газеты «Эхо Абхазии».

    Заслуженный журналист Абхазии, член Союза журналистов и Союза писателей Абхазии.

XS
SM
MD
LG