Неделя была теплая и вкусная: вместе с Масленицей в Абхазию пришла весна, раньше положенного срока распустилась мимоза и аккурат к китайскому Новому году расцвела китайская айва.
Раннюю весну по полной программе встретили студенты Абхазского госуниверситета, которым на 10 дней продлили каникулы. Начало учебного семестра перенесено по весьма прозаической причине, не имеющей никакого отношения к весне и мимозе, – в университете завершился капитальный ремонт основного корпуса и в вуз завозится оборудование и мебель, оснащаются аудитории, лаборатории, кабинеты. Чтобы не совмещать этот процесс с учебой, Совет университета принял решение зимние каникулы продлить и, соответственно, сдвинуть временные рамки летней сессии. Так что студенческое веселье продолжается, как водится, «от сессии до сессии».
А интерес общественности был на некоторое время прикован к другой сессии – парламентской. Эту весеннюю сессию тоже откладывали долгое время, но без всякого капитального ремонта. Но вот она стартовала. В первый понедельник нынешней недели спикеру наконец-то удалось собрать достаточное количество депутатов, чтобы поставить на голосование вопрос о пятом судье Конституционного суда. С горем пополам, несмотря на требования части представителей оппозиции (о переносе сессии, об изъятии из повестки дня вопроса о выборах пятого судьи КС), Конституционный суд удалось сформировать. Но противники то ли самой идеи Конституционного суда, то ли кандидата, представленного на рассмотрение, пытались не сдавать своих позиций даже после клятвы, произнесенной избранным пятым судьей Алисой Бигвава.
Итоги избрания поставил под сомнение большой знаток голосований, бывший председатель ЦИКа, а ныне депутат Табагуа, который хоть и не принял участие в голосовании, но затеял спор о «квалифицированном большинстве». По его мнению, 23 голоса, которые набрала бывший столичный прокурор Алиса Бигвава, – это не конституционное большинство. Но народ, видимо, так устал от двухлетнего формирования этого органа, что просто не прореагировал на изысканные математические тонкости, на которые ссылался депутат, а именно, что 23 депутатских голоса, отданных за Бигвава, не дотягивают до 2/3 – 333 тысячных доли.
Партии и движения демонстрировали свою кипучую деятельность на этой неделе, как водится, посредством заявлений. За экс-президента Анкваба, оскорбленного пользователем соцсети, вступился сначала «Народный фронт Абхазии», а затем и проявившаяся из небытия общественная организация «Айтайра», созданная Анквабом в 2002 году и исчезнувшая с политического небосклона после прихода к власти тандема «Багапш-Анкваб» в 2004-м. И если партия «Народный фронт» только пригрозила герою ДНР Ахре Авидзба пальчиком, предложив ему думать, то «Айтайра» так возмутилась, что обратилась в Генпрокуратуру с требованием «дать соответствующую правовую оценку заявлениям Ахры Авидзба в соцсетях». Между делом не могу не поделиться любопытной новостью: оказывается, тема «предательства» уже не вдохновляет «Айтайра», а ведь в 2004 году она была главной, на которой создавалось движение.
Но сейчас не об этом, а о том, что эти два заявления – косвенные показатели того, что экс-президент Анкваб, чтобы вступить в большую политическую игру за главное кресло страны, создал новую партию и реанимировал старое движение, которые, возможно, создавая ощущение силы, объединятся со временем в какой-нибудь союз или блок. Но это пока только незамысловатые прогнозы. А вот что проанквабовские силы, в том числе и «Женщины в политике», не вошли в блок оппозиционных сил – это состоявшийся факт.
Но будет несправедливым не рассказать, что стало поводом для активизации проанквабовских сил. Ахра Авидзба отреагировал в соцсетях на предложение «Народного фронта» увеличить возраст для кандидата в президенты. Он призвал партию не «лезть в Конституцию», власти – «не заигрывать с шайтаном», а общество – «отложить прочитанную книгу». Имел ли он в виду Анкваба или говорил о каком-то другом кандидате, вышедшем из президентского возраста, по тем фрагментам, которые я видела, установить с большой степенью вероятности невозможно. Хотя не исключено, что в анонимной группе, где полемизировал наш герой, были и другие записи, указывающие на принадлежность к экс-президенту.
Еще одно событие недели заслуживает, наверное, некоторого внимания. Гагрское собрание проголосовало за нового главу района. Им стал бывший сотрудник районного отдела СГБ Геннадий Сичинава. Кандидатура, представленная президентом, была одобрена подавляющим числом депутатов при одном воздержавшемся.
Из криминальных событий недели внимание общественности привлекло похищение гражданина Турции Кайа Селима в городе Очамчира и водворение в следственный изолятор Валерия Чкадуа. Композитор, известный в Абхазии тем, что написал музыку к гимну, обвиняется в насильственных действиях сексуального характера в отношении несовершеннолетней.
Тем временем посольство России в Абхазии сообщило на этой неделе об увеличении числа избирательных участков по выборам президента России с 16 до 19, что, видимо, свидетельствует о возросшем количестве избирателей, находящихся на территории Абхазии. А Дом Москвы «закрыл Масленицу» бесплатными блинами и всенародными гуляньями на набережной города Очамчира.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии