Интернет-сообщество в Абхазии бурно отреагировало на очередной антиабхазский выпад Владимира Жириновского, бессменного лидера одной из старейших партий России.
Абхазский общественно-политический деятель и блогер Нугзар Агрба поместил в «Фейсбуке» пост, в котором без обиняков пишет:
«Многократный кандидат в президенты РФ, лидер ЛДПР с годами не становится умнее и никак не выйдет из образа всероссийского шута. Не по биовозрасту «чешет» языком. Говоря о немецком фашизме на программе Владимира Соловьева на телеканале «Россия», он вдруг использовал такой оборот: «играть грузинскими черепами, как в Абхазии». Случайна ли такая оговорка? К сожалению, присутствующие участники беседы – К. Шахназаров, С. Михеев, сам ведущий В. Соловьев – не сделали замечание завравшемуся политику. Прошу МИД РА просмотреть фрагменты данной передачи и направить ноту протеста в связи с недружественными высказываниями политика в адрес стратегического партнера России – Республики Абхазия».
Речь, если кто не понял, идет о появившейся в октябре 1992 года и быстро распространившейся в Грузии страшилке, что после взятия Гагры абхазская и чеченская команда провели на местном стадионе футбольный матч, играя отрезанной головой грузина. И хотя через пару недель газета «Свободная Грузия» (сам читал) сообщила, что работа международной комиссии в Гагре «эпизод на стадионе не подтвердила», «утка» эта оказалась весьма живучей. Вплоть до того, что несколько лет назад это «событие», как нечто всем известное, вспоминал израильский политолог Авигдор Эскин, о чем я с недоумением писал на «Эхе Кавказа». Но вот Жириновский, тот самый, который много лет позиционировал себя как защитник и «покровитель» Абхазии и в начале нулевых годов любил распевать песенку собственного сочинения, где, ни много ни мало, призывал Вашингтон совместно ударить (вместо этого глагола было матерное выражение) по Тбилиси... Но сумбур в его голове хорошо известен: сегодня он может сказануть одно, завтра – совершенно другое, причем ни на секунду не заморачиваясь достоверностью приводимых фактов.
Но если изреченное на федеральном телеканале кандидатом в президенты России обратило на себя внимание и возмутило многих в Абхазии, то гораздо меньшему числу читателей попалась на глаза, как мне, публикация в минувшую пятницу на сайте «Московский комсомолец. Регионы» Натальи Веденеевой под заголовком «Русским не грозит «вымирание», их по-прежнему большинство – исследование этнологов». Публикация была основана на данных, предоставленных сотрудниками Института этнологии и антропологии им. Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук. Они же дали прогноз на развитие этнических групп в России на 2020-2030 годы.
Как сообщили «МК» в институте, исследование проводилось последние три года по гранту Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Ученые выяснили: поспешные прогнозы некоторых исследователей о том, что к середине XXI века русских в России останется меньше 100 миллионов и они превратятся в меньшинство, себя не оправдали. По мнению сотрудников ИЭА РАН, структура этнического населения в России настолько стабильна, что несколько десятилетий каких-то резких изменений не принесут. Этнические русские, к которым после 2014 года примкнуло два миллиона русских из Крыма, по-прежнему являются основным доминирующим народом страны – их доля составляет 80%, как было в 1991 году. Примерно такая же стабильность (без заметного роста и падения) наблюдается у татар и башкир. Но вот дальше в публикации идет такое, что хоть стой, хоть падай:
«Основным минусом специалисты считают растущую моноэтничность титульного населения отдельных республик, к примеру, на Кавказе (Чечня, Ингушетия и Абхазия) и на территории Южной Сибири (Тува, Бурятия, Хакасия, Алтай). Там наблюдается очень активный отъезд русскоязычного населения, что нежелательно».
Я имею в виду, прежде всего, то, что совершенно удивительным образом Абхазия, которая в этом году отмечает четверть века своей независимости, попала в разряд российских республик. Ну и, конечно, верхом цинизма можно назвать рассуждение о том, что в Абхазии растет моноэтничность титульного народа. То есть получается, что когда доля абхазов в Абхазии в результате превратностей исторической судьбы упала по итогам всесоюзной переписи населения 1959 года до 15%, то это и должно оставаться примерно нормой. Сейчас, по официальным данным, абхазы чуть превысили 50% населения Абхазии, хотя многие в этом сомневаются. И это «моноэтничность»? Вы ничего не попутали? Русские же составляли перед войной 14,3% населения республики, в войну и в тяжелейшие послевоенные годы многие из них уехали, но в последние годы в Абхазии стало селиться и много русских, приехавших из разных регионов РФ и с нашей республикой никак не связанных. Сейчас доля русских составляет около девяти процентов населения Абхазии.
Если публикацию в «МК» готовила не очень образованная журналистка, полагающая, что Абхазия – российский регион, и перепутавшая сведения, предоставленные в институте, то где же тогда были редакторы? Если же именно такую информацию распространяют ученые института, то дело совсем плохо: значит, к журналисту и редакторам добавляются и столь же невежественные «исследователи»! Впрочем, я ничему уже не удивляюсь после того, когда весной 2014 года одна пожилая московская «специалистка» поведала журналистам, что абхазская оппозиция устраивает митинги, поскольку народные массы в республике добиваются, чтобы Абхазия была принята в состав РФ по примеру Крыма.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетии