В Абхазии проходит обмен паспортов. От граждан неабхазской национальности требуют документально подтвердить факт проживания в Абхазии в период с 1994 по 1999 год. Если они сделать этого не могут, им отказывают в замене старого паспорта на новый. Общественная палата Абхазии собралась вчера в расширенном составе, чтобы обсудить эту проблему.
В ноябре 2017 года Общественная палата уже проводила слушания по «паспортной» проблеме, были выработаны предложения, направлены по инстанциям, но ситуация не изменилась. У членов Общественной палаты и сейчас нет уверенности, что что-то изменится. Несмотря на это, они заслушали Елену Кувичко, которая рассказала о своих мытарствах при попытке обменять паспорт. По мнению членов палаты, ее ситуация является типичной, сколько таких случаев, неизвестно, но говорилось о том, что они носят «массовый характер».
В 1998 году Елена Кувичко закончила университет в Луганске и вернулась в Абхазию, прописалась в квартире своих родителей, которой они владеют с 1953 года, и никаких вопросов к ней не возникало.
Она сообщила: «Я услышала впервые год назад, что у моих друзей возникла проблема при обмене паспортов, с них требовали огромное количество документов. С этой ситуацией сталкиваются только граждане Абхазии неабхазской национальности. Априори получается, что нас наше государство подозревает в том, что мы незаконно получили гражданство. Но для того чтобы так считать, это надо доказать. Почему мы заведомо должны считаться нарушившими закон или какими-то нелегалами?»
Далее ситуация складывалась у Кувичко следующим образом: «Когда срок годности моего паспорта истек, я совершенно спокойно в январе пошла его менять. У меня было затребовано огромное количество документов, которые я предоставила. И тут мне говорят: «А вы, оказывается, учились за пределами Абхазии?» Я ответила: «Да, я этого не скрываю!» «Ну, тогда, – говорят они мне, – вы должны пройти процедуру восстановления гражданства». Я говорю: «А на каком основании? Получается, что паспортный стол лишает меня гражданства? Если мне надо проходить процедуру восстановления гражданства, значит, я его потеряла?» И это, несмотря на наличие абхазского паспорта, который у меня есть и был получен совершенно легально, и не доказано, что он мне выдан неправильно, то есть процедуры лишения гражданства не было. Я отказалась проходить процедуру восстановления гражданства. И, когда я стала выяснять, оказалось, что в организации, в которой я работаю, кроме меня есть еще две девушки 1990 года рождения, они вообще учились в школе, так как на тот момент их родители выехали на работу в Адлер, и им теперь не обменивают паспорта».
Со слов Кувичко, у русской и армянской общин есть списки людей, которые столкнулись с этой проблемой.
Ситуацию прокомментировал юрист Общественной палаты Олег Папаскири: «Закона у нас было два: первый от 1995 года, который сделал нас всех гражданами Абхазии, и закон 2005 года, который содержит пункт про ценз проживания, который был внесен в этот закон в 2013 году. В нем говорится о неких действиях, которые лица должны были ранее совершить, и теперь они несут за это ответственность. То есть этот закон придал обратную силу своим последствиям и обратил свое действие в прошлое. Это недопустимо, потому что ухудшает положение людей и нарушает их права. Буквальное применение этого закона и ссылка на проживание в те годы сегодня мне кажется неправомерной».
Этот же закон говорит и о том, что гражданство Абхазии является единым и равным, независимо от оснований его приобретения. Он запрещает делить гражданство на привилегированное и сомнительное. Там же сказано, что проживание гражданина за пределами Абхазии не прекращает его гражданство и не может служить основанием для лишения гражданства. Более того, по инструкции, которая описывает порядок выдачи паспортов, для лишения гражданства необходим соответствующий указ президента. Во всех известных случаях отказа отсутствуют не только указы президента, но и мотивированные отказы паспортных служб.
Олег Папаскири добавил: «В инструкции, которая регулирует порядок замены паспортов, есть статья, говорящая о документах, которые граждане должны предоставлять при замене паспортов. Есть стандартный перечень, и есть абзац, где сказано, что для отдельных категорий граждан требуется предоставить ряд дополнительных документов. По сей день я не получил нигде в публичном пространстве ответа на вопрос, кто эти «особые граждане»? Там сказано, что для отнесения к этой категории должно быть решение МИД, МВД, СГБ, прокуратуры. Выходит так, что эти граждане, которым требуется дополнительная проверка, которые вышли такими сомнительными, оказались все неабхазы. Так получилось по факту, поэтому мне кажется, что текущая практика порочна, никакой пользы она не принесла, более того, вменять человеку, что он получил паспорт в те годы незаконно, невозможно, потому что мы сегодня не имеем ни одного дела, заведенного по тому периоду. Если человек получил свой паспорт незаконно, тогда ответственность должны нести те чиновники, которые эти паспорта выдали и совершили преступления».
Депутат парламента юрист Батал Табагуа выразил свое мнение по проблеме: «Законодатели ни в коем случае не имели в виду никаких вопросов, связанных с градацией по национальному признаку. Здесь ничего этого нет. Граждане абхазской национальности по другой статье автоматически получают гражданство, здесь никакой законодатель не нарушает ни Конституцию, ни закон о гражданстве. Это просто непредусмотренные законодателем моменты, которые определили тех людей, которые не подпадают под статью о национальности. Всем тут понятно, кого имели в виду и что хотели сделать. Дело в том, что, несмотря на то, что тогда этот закон был принят, до две тысячи определенного года (2014) этот закон спокойно работал, никаких проблем он не вызывал по одной простой причине: были даны устные указания паспортным столам выдавать гражданство и не создавать проблемы».
После определенных политических событий начали наказывать руководителей паспортных столов и привлекать их к уголовной ответственности за невыполнение пунктов закона о гражданстве. И сегодня ОВИРы не хотят снова попасть под уголовную статью, поэтому требуют все документы.
Секретарь Общественной палаты Натела Акаба сообщила, что была членом комиссии, которая вносила данные поправки в закон. «Я прекрасно помню, – сказала она, – на каком фоне это происходило. Вы помните выборы 2004 года, когда было очень много недовольства тем, что жители Галского района получили возможность голосовать. И тогда Багапш решил начать заниматься этой проблемой. И я точно знаю, что это было направлено на ограничение прав жителей Галского района, а применяется ко всем неабхазам».
Акаба считает, что депутаты парламента могли бы внести поправки в закон и решить эту проблему. Табагуа ей ответил, что депутаты уже требовали, чтобы ОВИР представил им соответствующие предложения, но пока от МВД ничего не поступило.
Начальник Паспортного управления МВД РА Эдуард Манаргия заявил, что служба руководствуется законом, если в него внесут поправки, то они будут их исполнять. По имеющейся у него информации, людей, которым отказали в обмене паспортов, всего 70 человек, эту же цифру, впрочем, он озвучивал на пресс-конференции почти год назад. Елене Кувичко Манаргия порекомендовал обратиться в суд и в прокуратуру.
Как крик души прозвучало выступление члена Общественной палаты Хачика Минасяна: «Конечно, этот закон принимали депутаты и руководство страны. Может, они и не имели в виду вопрос национальный, но получилось так, к сожалению, что сотни и тысячи людей мучаются. Паспортно-визовые службы получили такую возможность поиздеваться над простыми людьми! И они издеваются и, между прочим, очень успешно! А люди говорят, какой суд? Они уже ни во что не верят. Они живут, не имея паспортов. Люди работают по 20 лет в школах, а к ним приходят и просят их предъявить миграционную карту: да, у вас, говорят, проблемы… Просто заставляют людей быть второсортными. И в основном страдают, конечно, армяне и русские!»
Положение жителей Галского района в контексте паспортной проблемы не обсуждалось. В результате договорились, что МВД должно представить в парламент свои предложения для урегулирования ситуации, а Общественная палата представит свои.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия