Accessibility links

«Тереза Мэй, видимо, предъявила партнерам по НАТО серьезные аргументы»


Российское посольство в Лондоне
Российское посольство в Лондоне

ПРАГА---Сегодня началась анонсированная еще на прошлой неделе большая высылка российских дипломатов из Америки и Европы. Соединенные Штаты выслали из страны 60 российских дипломатов и закрывают консульство в Сиэтле. Украина высылает 13, Германия заявила о четырех дипломатах, такое же количество вышлют Франция, Польша и Канада. Чехия и Литва – по три, Дания, Италия и Нидерланды – по два, Финляндия, Латвия, Эстония, Румыния, Хорватия, Швеция – по одному. Итого на данный момент 111 дипломатов, не считая 23, высланных из Англии, и 18 стран. Мы обсуждаем это событие с политологом Юрием Федоровым.

Вадим Дубнов: Юрий, старожилы и ветераны утверждают, что это самая крупная высылка из Соединенных Штатов – 60 человек, – такого никогда не было. Скажите, арифметическое выражение этого события как-то соответствует внутреннему, реальному политическому накалу и значению?

Юрий Федоров: Знаете, если говорить о цифрах, то самой крупной высылкой советских дипломатов была высылка 105 сотрудников советского посольства и других советских представительств из Лондона в 1971 году. Это сопоставимо с тем, что происходит сегодня. Это действительно крупнейшая после 1991 года акция такого рода, но смысл ее не только в том, что подорвана, наверное, в значительной мере российская разведывательная сеть, по крайней мере, в Соединенных Штатах – так говорят американские специалисты, – но и в том, что эта высылка была результатом совместных действий 16-17 стран, которые поступили так в силу солидарности с Великобританией.

Скачать

Вот это абсолютно новое явление, которое, я думаю, вызывает очень серьезное беспокойство в Москве, потому что никогда раньше такого не было, никогда союзники той или иной страны-члена НАТО не высылали советских, а потом российских разведчиков (ведь на самом деле речь идет не о дипломатах, а о разведчиках под дипломатическим прикрытием), просто в силу солидарности со своим союзником. И это очень важный момент.

Вадим Дубнов: Давайте подсчитаем эту солидарность. Когда мы говорим о европейских цифрах, то они явно символические – четыре, три, два, один. А американцы высылают 60, это в два с половиной раза больше, чем выслали сами англичане. Это солидарность или это уже какой-то фактор внутренней американской политики или особых российско-американских отношений?

Юрий Федоров: Давайте обратимся к цифрам: когда в конце 2016 года бывший президент (Барак) Обама выслал 35 российских разведчиков из Соединенных Штатов, тогда были опубликованы цифры дипломатического персонала Соединенных Штатов в Москве и российского дипломатического персонала в Штатах. И в Штатах было около 450, если я не ошибаюсь, российских дипломатических работников – 60 человек из 350, ну, можно посчитать процент. В большинстве небольших европейских стран вроде Чешской Республики, я думаю, где-то 25-30 сотрудников российского посольства, имеющих дипломатический ранг. Так что цифры могут быть, конечно, различные, но, тем не менее, проценты в каких-то случаях могут совпадать, быть сопоставимыми, но если говорить о Германии, то там, наверное, российское посольство в 4-5 раз больше, чем в Чехии. Так что тут трудно говорить о значении этих цифр.

Вадим Дубнов: Но американцы высылают все-таки рекордное количество дипломатов, и все это происходит при (Дональде) Трампе, которого Москва, судя по ее пропагандисткой линии, готова была защищать до последнего и, видимо, будет защищать даже сейчас.

Юрий Федоров: Президент Трамп всячески подчеркивает, по крайней мере, в публичных заявлениях, свою симпатию к Владимиру Путину, говорит о том, что необходимо поладить с Россией, что это будет очень хорошо. Но ведь, понимаете, получается так, что не президент Соединенных Штатов в данном случае решает ключевые внешнеполитические проблемы, а комплекс внешнеполитических ведомств – Государственный департамент, Министерство безопасности, Совет национальной безопасности, т.е. профессионалы, которые, по сути дела, определяют американскую внешнюю политику. Пресса – не только американская, но и европейская, и российская - постоянно пишет о конфликте президента Трампа с этим американским внешнеполитическим истеблишментом, и получается, что там истеблишмент играет гораздо большую роль, чем президент Соединенных Штатов.

Вспомним, несколько дней тому назад Дональд Трамп позвонил Владимиру Путину, поздравлял его, я бы сказал, с переназначением, хотя, наверное, Трамп выразился иначе. Тем не менее поздравлял Путина, сделал это вопреки рекомендациям своих советников, но тем не менее советники оказались гораздо более влиятельными при решении вопроса, который имел гораздо большее значение, чем этот телефонный звонок, потому что высылка 60 дипломатов действительно крупнейшая за всю историю, насколько я могу судить, об этом говорят и американские политические государственные деятели. Это гораздо более важный шаг, по сути дела, совершенно оглушительная пощечина Кремлю, и это свидетельство того, что в формировании внешней политики Соединенных Штатов истеблишмент играет гораздо большую роль, чем президент сегодня.

Вадим Дубнов: То есть мы можем говорить о том, что это крупнейшее поражение Трампа во внутриполитическом противостоянии или это некая эволюция всей внешней политики Соединенных Штатов в отношении России?

Юрий Федоров: Я бы сказал, что это продолжение той линии внешней политики Соединенных Штатов, которая наметилась после 2014 года – после аннексии Крыма и т.д. Но она приобрела особую остроту, особый размах и особую интенсивность именно в последний год, ну, или после инаугурации Дональда Трампа, когда он вынужден был пригласить в свою администрацию людей, разделяющих иные взгляды, чем он, на взаимоотношения с Россией. Вот это важно, с моей точки зрения. Он не мог не пригласить людей, которые выступают за гораздо более жесткую политику в отношении России, чем он сам, выступают за сдерживание России, и это очень важный момент.

Вадим Дубнов: А что еще должно произойти, чтобы Трамп из нашего скрывающегося друга превратился, в общем, во врага, с точки зрения нашей пропаганды, или это уже происходит?

Юрий Федоров: Да, по сути дела, это происходит. Да, министр иностранных дел России Сергей Лавров постоянно говорит, что вот, сам по себе Трамп очень благожелательно относится к России, вот вредные руководители или ведущие деятели внешнеполитических ведомств его постоянно сбивают с истинного пути. Но это просто попытка сделать хорошую мину при плохой игре – я имею в виду господина Лаврова, который, видимо, отстаивал в последний год эту мысль о том, что с Трампом можно иметь дело, но на самом деле оказывается, что дело с ним иметь нельзя или, по крайней мере, бессмысленно пытаться о чем-то с ним договариваться, потому что он не является самостоятельной фигурой при формировании внешней политики Соединенных Штатов, по крайней мере, в отношении России.

Вадим Дубнов: Юрий, давайте поговорим о природе солидарности. Допустим, если будем брать балтийские страны и Польшу, то тут понятно, возможны всякие варианты. Но для стран, колеблющихся, типа той же Италии, все-таки, если я правильно понимаю, нужны были какие-то серьезные доказательства или аргументы. Что стало основой такого демарша? Были ли действительно явлены какие-то аргументы англичанами, которые убедили всех в том, что все-таки за этим действительно стоит Россия – то, что никогда не будет явлено ни в одном суде?

Юрий Федоров: Если говорить о технической стороне дела, т.е. о том, какие конкретно научные или разведывательные аргументы могло предоставить британское правительство своим союзникам, то тут я просто ничего не могу сказать, потому что следствие абсолютно засекречено, никаких деталей ведущегося расследования в Великобритании не публикуется. Есть, конечно, масса разговоров, масса всяких версий выдвигается в средствах массовой информации и т.д., но вопрос о том, насколько они существенны, сказать трудно. Я думаю, что, конечно, какие-то весомые свидетельства Тереза Мэй могла предоставить своим коллегам по НАТО и Европейскому союзу.

XS
SM
MD
LG