Всю неделю меня не покидало ощущение дежавю. Все районы Абхазии рапортовали о количестве собранных клопов, пытаясь опередить друг друга в выполнении и перевыполнении плановых обязательств. Ах, какие молодцы – кто 300 килограмм клопов сжег, кто 400, все по нарастающей. Впереди всех приграничный Галский район – более 500 килограмм. Количество «ликвидаторов» росло и пополнилось даже мной. Я придавала до сотни клопов на своем балконе, но переводить сей труд в денежный эквивалент не стала. Не потому что мало, а потому что не для Россельхознадзора старалась, а пыталась сберечь свой палисадник, оживляющий по весне страшный фасад многоэтажки.
Несмотря на экономическую блокаду, объявленную Россельхознадзором абхазским производителям овощей и ягод, мне было даже радостно. Хотя бы этот курортный сезон нам пытаются испортить не наши политики, а внешние силы. Пустячок, а приятно.
К концу недели то ли мы всех клопов истребили, то ли российские чиновники ощутили, что погорячились с запретами, но Россельхознадзор решение о запрете вывоза овощей из Абхазии пообещал отменить с 10 апреля.
Что касается возникших проблем, то, на мой взгляд, человек для того и существует, чтобы их преодолевать. Уверена, что в критической ситуации извилины шевелятся гораздо эффективней, а нам давно пора использовать свои умственные способности во благо своего же благосостояния. Уверена, если (как говорят абхазы) «жареный петух клюнет», то все проблемы решим с опережением плановых показателей. Вон какие костры из мраморного клопа пламенеют.
Пока клопы горели, в правительстве обсуждали готовность к курортному сезону. Традиционно вспомнили гаишников, которым строго-настрого приказали не трогать водителей, если они не нарушили ПДД, контролирующим органам – проверить санитарное и пожарное состояние курортных объектов, мэрам – привести в порядок особенно пляжные зоны, а правительству – наладить учет в частном секторе. А вот со средствами массовой информации вышла заминка: министр по туризму попросил СМИ уйти от негатива на курортный сезон, а президент предложил правительству работать так, чтобы журналисты не находили негатива.
Ожесточились на этой неделе взаимоотношения с Грузией, которая протестовала против участия в международном кинофестивале в Сухуме свободных кинематографистов из Европы и других стран, не признающих Абхазию. Параллельно предлагала свой план «лучшего будущего», постоянно отвлекая внешнеполитическое ведомство Абхазии на ответные заявления. В общем, «поплевались» друг в друга, как смогли, и подняли на более высокий уровень антигрузинские настроения в Абхазии, которые выразились в предложениях общественности: закрыть границу с Грузией на большущий замок вместе с медпомощью, торговыми центрами и гуманитарными инициативами. В общем, ничего нам от них не надо.
МЧС Абхазии в последний день недели провело пресс-конференцию в Сухуме. Посвятило ее противопожарной безопасности. По словам главы службы Льва Квициния, 80% объектов в республике не отвечают нормам противопожарной безопасности. Особый акцент сотрудники МЧС сделали на противопожарной безопасности в местах наибольшего скопления людей – рынках, торговых центрах, образовательных учреждениях. Пожарные обратили внимание на торговые центры, которые вообще построены без всяких разрешительных документов. Штрафы, налагаемые на собственников, столь мизерны, что руководители объектов даже не обращают на них внимание, – от 300 до 600 рублей.
По мнению вице-премьера Аслана Кобахия, вопрос о торговых объектах, построенных без разрешительных документов, не должен стоять вообще. «Не штрафовать надо, а закрывать, потому что это опасно для людей», – сказал он.
Кобахия попросил руководство МЧС представить ему список объектов, получивших лицензию на право торговли без разрешения противопожарных служб. «Мы спросим не с торговцев, а с чиновников, которые выдавали им лицензии», – пообещал вице-премьер.
Секретарь Совета безопасности Мухаммед Килба обратился к журналистам с призывом дергать «должностных лиц и наших уважаемых депутатов, и ситуация будет меняться в лучшую сторону».
Юрист МЧС отметил, что пожарные работают по нормативным актам с советских времен. В 2017 году в парламент внесен проект поправок к закону, предусматривающих повышение штрафов за несоблюдение норм пожарной безопасности, и закон о правилах использования маломерных судов. «На сессии 1 ноября депутаты приняли его в первом чтении, сегодня уже 6 марта 2018 года, больше года прошло, а мы все ждем, когда этот закон будет принят во втором и третьем чтении», – отметил юрист.
Генпрокуратура Абхазии сообщила на этой неделе, что следствие по делу о взрыве на территории Абхазской телерадиокомпании передано в суд. Жителю Абхазии Адгуру Корсантия предъявлено обвинение в пособничестве в посягательстве на жизнь депутата парламента. Обвинительное заключение по делу утверждено военным прокурором Адгуром Агрба.
Напомню, что исполнитель, Сергей Тарасенко, 17 октября 2016 года подорвался на взрывном устройстве, предназначенном для посягательства на жизнь депутата Кварчия на территории, прилегающей к зданию Национальной телевизионной компании. Тарасенко скончался от полученных ранений. Обвиняемый Корсантия в этот же день был задержан Службой государственной безопасности при попытке перейти на территорию Грузии. Следствие длилось более года.
Неделя близится к концу – православные христиане готовятся к великому празднику Воскресения Христова. С «чистого четверга» воздух наполнился ароматами ванили и корицы – все пекут куличи. В церквях готовятся к праздничной литургии. Пасха для абхазов – всенародный праздник, и празднуют ее в одинаковой степени и христиане, и мусульмане, и иудеи. И в честь этого праздника мы все будем отдыхать на законных основаниях в первый день следующей недели.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия