Появление на грузинском рынке российского спутникового телеоператора «НТВ-плюс» вызвало острые дискуссии. Оппозиция требует принять жесткие законодательные меры, партия власти призывает не драматизировать.
Российская пропаганда – в центре внимания грузинской оппозиции. Выход на местный медиарынок корпорации «Газпром-Медиа» в лице компании «НТВ-плюс» вызвал острые дебаты в обществе. Противники власти тут же обвинили руководство страны в недостаточном противодействии российской «мягкой силе». А партия «Европейская Грузия» выступила с инициативой разработать специальный законодательный пакет против распространения российской пропаганды. Вице-спикер парламента Серги Капанадзе провел сегодня специальный брифинг, на котором предложил прозападным партиям и неправительственным организациям включиться в процесс подготовки законодательных поправок. Речь идет о принятии мер по ограничению финансирования СМИ, распространяющих пропагандистскую информацию, а также об ограничении вещания российских медиа:
«В последние месяцы в Грузии заметно активизировалась российская пропаганда и политика «мягкой силы». Это выражается не только в появлении политических партий, не скрывающих своей прокремлевской направленности, но и в деятельности фондов и неправительственных организаций, разделяющих идеи Москвы. Кроме того, в целом усилились пророссийские настроения среди населения Грузии».
Не обошел вниманием Капанадзе и конкретную причину инициативы, а именно – появление на грузинском рынке «НТВ-плюс». По мнению оппозиционного политика, это серьезный вызов для безопасности и стабильности страны:
«Увеличение пророссийской пропаганды прямо отображено в отчете по госбезопасности. Эта активизация особенно заметна в последние месяцы. Особенно тревожна была информация о том, что государственные средства поступают в такие издательства и редакции, которые проводят пророссийскую и ксенофобскую политику. Также стало известно, что власти платят русским телеканалам для размещения рекламных роликов. Стало известно, что в Грузию входит «Газпром-Медиа» со своим весьма большим пакетом «НТВ-плюс», что является серьезным вызовом для безопасности и стабильности страны».
Согласен с Капанадзе и бывший высокопоставленный чиновник Дмитрий Шашкин. По его мнению, прецедент с выходом на грузинский рынок компании «НТВ-плюс» сделает невозможным государственный контроль в части противодействия пропаганде:
«Если по кабельным операторам можно издать закон, с помощью которого провайдеры будут вынуждены отключить российские каналы, то спутниковую тарелку отключить невозможно, поскольку в данном случае будут прямые отношения между «НТВ-плюс» и абонентом. Русские превосходно понимают это. Для этой компании грузинский рынок – капля в море, с точки зрения экономики – невыгодный, но это весьма важный шаг вперед для пропаганды, для распространения российского влияния, для того, чтобы иметь гарантию, что кто бы ни пришел к власти, он не сможет отключить российские каналы».
По словам политика, «НТВ-плюс» по аналогии с «Яндекс-такси» будет проводить демпинговую политику, что, разумеется, навредит грузинским операторам и обеспечит российской компании больше абонентов. Так что, считает Шашкин, в правительстве сидят люди, которые либо ничего не понимают в политике, либо откровенно являются проводниками российских интересов. При этом в «Грузинской мечте» не считают появление на местном рынке российского телеоператора проблемой. Как заявил один из лидеров правящей партии Гия Вольский, в стране и так ретранслируются российские каналы, и никакая пропаганда на грузинское население не действует:
«В Грузии не существует ресурса, ни российского телевидения, ни радио, ни другого рода информационного продукта, который бы смог изменить мнение грузинского общества относительно того, что большая часть территорий Грузии оккупирована».
Впрочем, в неправительственном секторе с таким подходом не согласны. В частности, вице-президент НПО «Атлантический совет Грузии», бывший замминистра обороны Бату Кутелия считает, что вход на рынок российского СМИ нанесет вред национальной безопасности Грузии:
«Российские медиа – не обычные медиа, которые существуют в демократическом мире. Российские медиа являются достаточно влиятельным и мощным оружием гибридной войны. Широко открывать двери такого рода российскому оружию, когда Грузия фактически находится в состоянии войны с Россией, нанесет вред национальной безопасности страны. Государство должно принять соответствующие политические меры, чтобы российское оружие не могло свободно оперировать в Грузии».
По мнению Кутелия, возможным выходом из этой ситуации может стать запрещение российских каналов в Грузии. По словам эксперта, задачей российских СМИ в Грузии является дискредитация евроатлантического выбора страны, и, хотя свобода СМИ должна быть защищена, «Газпром» и его дочерние компании к СМИ не относятся.