Accessibility links

«Грузинский марш» притворился третьей силой


Как считают наблюдатели, ситуация далека от разрешения – нынешние протесты лишь игра мускулами и демонстрация возможностей
Как считают наблюдатели, ситуация далека от разрешения – нынешние протесты лишь игра мускулами и демонстрация возможностей

Сотни грузинских националистов и их сторонников вышли сегодня на центральный проспект Тбилиси. Среди основных требований – не допустить в стране пропаганду наркотиков. Но наблюдатели уверены: так враждующие группировки внутри правящей силы пытаются бороться за власть.

«Грузинский марш» прошел по центральным улицам Тбилиси: участники вчерашней контракции у здания парламента сегодня устроили собственное шествие, перекрыв движение на проспекте Руставели. По словам одного из организаторов протеста Георгия Габедава, к слову задержанного накануне на несколько часов за физическое противостояние с полицией, сегодняшнее шествие носит исключительно мирный характер и направлено против пропаганды наркомании:

«Грузинский марш» притворился третьей силой
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:17 0:00
Скачать

«Мы идем к мемориалу жертв 9 апреля, чтобы зажечь там свечи и очистить территорию после того, что там происходило в последние дни. Потом многие из нас планируют зайти в церковь и помолиться. Мы протестуем против пропаганды наркомании и того непотребства, которое там происходило».

Участники марша провели импровизированный митинг у находящегося по пути шествия ночного клуба «Галерея» – одного из четырех заведений, где в минувшую пятницу была проведена полицейская спецоперация. Среди основных лозунгов будет требование передать здание, в котором расположен один из самых известных столичных клубов, Грузинской православной церкви, так как раньше на этом месте находился храм. Вышедшие на сегодняшнюю акцию заявляют, что таким образом хотят защитить Грузию от влияния Запада. Позицию «Грузинского марша» сформулировал его лидер Сандро Брегадзе:

«Наш протест направлен против того, что происходило в последние дни, когда центр города был фактически оккупирован наркоторговцами и гомосексуалистами, а грузинскому народу плюнули в душу. Засилье недостойных людей должно прекратиться раз и навсегда. Грузинский народ должен жить согласно своим интересам и традициям. Это наши требование, просьба и идея».

О том, что лидеры «Грузинского марша» в преддверии 17 мая, когда отмечается Всемирный день борьбы с гомофобией, продолжат делать упор на опасность, якобы исходящую со стороны ЛГБТ-сообщества, говорит политолог Гела Васадзе. По мнению аналитика, таким образом организаторам удается управлять массами, выполняя политический заказ:

«Главным побудительным мотивом (для большинства) было то, что вот нам сейчас навяжут ЛГБТ, нам навяжут наркоманию, нам навяжут те ценности, которые убивают нашу нацию, и поэтому мы должны выйти и защитить Грузию. Приблизительно такая мотивация была у массы. Вы еще поймите одну вещь – очень близко 17 мая. И обязательно в связи с эти днем происходят какие-то эксцессы – ну там, марш, который был против ЛГБТ, которых там было пять человек, а (против них) вывели несколько тысяч. Там табуретки и т.д. и т.п.»

Впрочем, не «маршем» единым – в рядах участников организованной грузинскими националистами акции были замечены и представители непарламентской оппозиции. В частности, один из ближайших соратников Нино Бурджанадзе – Дмитрий Лорткипанидзе:

«Я думаю, что это абсолютно легитимно, когда большая часть общества, у которой есть своя позиция, – эту позицию выражает. В противном случае получается, что власть понимает демократию как диктатуру меньшинства, что неприемлемо. Но мы планируем вести диалог с властью исключительно цивилизованным образом. Мы хотим установить абсолютно новый стандарт – культурный стандарт в отношениях с властью».

Такое разнообразие политических деятелей, так или иначе, аффилированных с грузинскими националистами, наблюдатели связывают, с одной стороны, с попыткой аутсайдеров сегодняшней грузинской политики «оседлать протест», а с другой – с отсутствием в стране единой вертикали власти.

Даже среди правящей команды, отмечает политолог Гела Васадзе, уже невооруженным глазом видны враждующие группировки, которые пытаются руками местных ультрас «свалить» оппонентов:

«У нас нет единой власти. То, что называется властной вертикалью, в Грузии не существует. У нас существуют различные группы власти, и над ними, как создатель, как демиург, как «наше все», есть Бидзина Иванишвили. Я не думаю, что вся эта движуха от начала до конца была организована Бидзиной Иванишвили. Я думаю, что там было немножко по-другому. Фактически получилось так, что одна группировка просто этим всем воспользовалась и нанесла удар по другой. А другая группировка, ну, скажем так, достаточно изящно нанесла контрудар с помощью тех, кого они контролируют, – то есть тех самых, которых мы называем ультранационалистами».

При этом, считают наблюдатели, ситуация далека от разрешения – нынешние протесты лишь игра мускулами и демонстрация возможностей, и официально вернувшемуся в политику Бидзине Иванишвили придется приложить немалые усилия, чтобы враждующие кланы в погоне за влиянием не разрушили систему, которую он создавал на протяжении последних шести лет.

XS
SM
MD
LG