Более двух месяцев молчания прерваны. Сегодня в Эргнети возобновились встречи в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ). Гибель Арчила Татунашвили – этот вопрос значился первым в списке тем, вынесенных грузинской стороной на повестку дня.
Встреча была долгой. Вопросов за двухмесячную паузу у грузинской стороны накопилось много, а точнее – 17. Разумеется, центральный – гибель Арчила Татунашвили. Последняя встреча в Эргнети, которая проходила 1 марта, сорвалась именно из-за него. Грузинская сторона, требовавшая тогда передачи тела Арчила Татунашвили, покинула ее в знак протеста. Таким образом, сегодняшняя чисто технически является продолжением неоконченной, 85-й встречи в рамках механизма по предотвращению и реагированию на инциденты.
С сегодняшнего дня и грузинская, и югоосетинская делегации возобновили работу под новым руководством. Кахабера Кемоклидзе на должности главы аналитического департамента СГБ Грузии сменил Ираклий Антадзе. А югоосетинскую сторону теперь представляет Егор Кочиев – заместитель представителя де-факто президента самопровозглашенной республики Анатолия Бибилова. Тем не менее бывшие руководители – Кахабер Кемоклидзе и Мурат Джиоев – сегодня тоже были в Эргнети: передали эстафету из рук в руки. Кахабер Кемоклидзе, который все так же возглавляет аналитический департамент, правда, теперь в другом ведомстве – в МВД, заявил:
«Принципиальная позиция центральной власти состоит в том, что должно быть проведено тщательное прозрачное расследование дела Татунашвили, выявлены виновные. Из-за того, что в свое время не было проведено подобное расследование по делу Давида Башарули и не были даны ответы на существовавшие вопросы, мы получили еще более сложное и комплексное дело – дело Татунашвили».
Грузинская сторона потребовала передать внутренние органы Арчила Татунашвили для проведения полноценной экспертизы и последующего тщательного расследования. Впрочем, как заявил Ираклий Антадзе, югоосетинская сторона оказалась не готовой к тому, чтобы дать адекватные ответы на эти вопросы. По словам Мурата Джиоева, Арчил Татунашвили представлял интерес для служб де-факто республики живым, поэтому все обвинения грузинской стороны в том, что его убили, – безосновательны.
«К нему были вопросы, но, к сожалению, теперь их некому задать. Любая смерть человека трагична, но обвинять в этом Южную Осетию – безосновательно», – заявил Мурат Джиоев.
А на вопрос, почему тело Татунашвили было передано без сердца, если югоосетинская сторона настаивает на версии сердечной недостаточности, ее представитель сказал:
«У медэкспертизы свои методы работы. Они лучше меня знают, что и как надо делать и как передавать».
Помимо прочего, на встрече в очередной раз был затронут вопрос проволочных заграждений на де-факто границе.
Стороны договорились встретиться следующий раз в июне.