Accessibility links

Диссертационный офшор


Южная Осетия может стать таким образовательным офшором, где будут клепаться фальшивые новые и отмываться купленные старые диссертации
Южная Осетия может стать таким образовательным офшором, где будут клепаться фальшивые новые и отмываться купленные старые диссертации

За последнее время в сфере образования Южной Осетии произошло два события, которые вроде бы никак между собой не связаны, но которые, очевидно, нужно рассматривать вкупе.

Событие первое – это вступившее недавно в законную силу соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Южной Осетии о взаимном признании образования и (или) квалификаций. Как говорится в статье 1 документа, «с целью обеспечения доступа лиц, имеющих документы о соответствующем образовании и (или) квалификации, к продолжению обучения или осуществлению профессиональной деятельности в государствах сторон». Иными словами, если в Южной Осетии бакалавр, кандидат или доктор наук, значит, и в России тоже.

Событие второе. Для присвоения научных званий в Южной Осетии создают высшую аттестационную комиссию. Министр образования Натали Гассиева отметила, что пока речь идет о присвоении ученых званий доцента и профессора, в том числе критериев присвоения званий. Ничего экстраординарного в этом нет. Профессор и доцент – это и ученое звание, и должность преподавателя или научного сотрудника. Причем штатное расписание университетской кафедры, лаборатории и т.п. может предусматривать определенное количество ставок доцентов и профессоров. Но в ходе пресс-конференции Натали Гассиева отметила, что этим дело не ограничится:

Диссертационный офшор
please wait

No media source currently available

0:00 0:05:33 0:00
Скачать

«Конечно, в нашей республике уже есть потребность в диссертационных советах. Если мы говорим, что вопрос о высшей аттестационной комиссии уже решается, то следующим этапом, я думаю, университет будет активно обсуждать диссертационные советы».

А это уже совершенно другая история – речь идет об ученом совете по защите докторских и кандидатских диссертаций и присвоении ученых степеней, которые будут действительны и в России. Российские эксперты считают этот проект вкупе с соглашением о взаимном признании квалификаций коррупционноемким, если не сказать – коррупционногенным. Его можно сравнить разве что с историей про наградное оружие, когда из рук югоосетинских президентов именные «глоки» за оборону Южной Осетии получали в России люди, которые вряд ли знают, в какой стороне эта республика находится.

В чем коррупционные риски, мне объяснил Андрей Заякин – российский ученый, физик, общественный деятель, один из основателей вольного сетевого сообщества «Диссернет», которое противодействует махинациям и подлогам в области научной и образовательной деятельности, в том числе, в процессе защиты диссертаций и присвоения ученых степеней в России.

С 2013 года «Диссернет» разоблачил сотни липовых диссертаций, как правило, плагиаты, которые стряпали мошенники от науки. Разоблачил ВАКи, которые утверждали эти диссертации.

По словам Андрея Заякина, легкость выявления подлога зависит от того, посылаются ли диссертации в Российскую государственную библиотеку или нет. Российские ВАКи обязаны посылать диссертации в РГБ, а вот Южная Осетия такой обязанности не имеет:

«Наиболее важным элементом этой истории про югоосетинский ВАК является то, что таким образом открывается отличнейшая офшорная юрисдикция для кучи бывших российских «диссероделов», которых сейчас поперли из ВАКов, из диссертационных советов благодаря пятилетней борьбе, которую мы ведем с ними. Они теперь могут кинуть нажитое непосильным трудом в Москве и обосноваться в Южной Осетии. Я прогнозирую, что там будет взрывной рост числа вот этих горе-профессоров, которые будут открывать одну за другой конторы по переработке вторичного научного продукта. Я даже могу начать зачитывать фамилии «диссероделов», некоторые их которых там появятся. Просто зайдите на наш сайт и откройте главу «персоны» и посмотрите на людей, которые прославились торговлей диссертациями в России.

– Сколько стоит диссертация?

– Докторская диссертация стоила 25 тысяч долларов, но цены сильно разнились. Я знаю одного представителя ФСБ, которому за пять тысяч долларов диссертацию купили. Бывало и наоборот, когда в ВАКе вымогали суммы в разы больше с разных известных богатых людей, занимавших государственные должности. То есть ценник в 25 тысяч долларов вполне себе реалистичен. Но за последнее время цены могли вырасти, потому что покупка диссертации – это не покупка текста, это покупка защиты. А для этого, соответственно, нужно купить диссертационный совет, купить ВАК. А поскольку советы подобного рода стали закрываться, и дальше они уже стали пуганными, то это все стало сильно сложнее – в России, но не в Южной Осетии.

Южная Осетия может стать таким образовательным офшором, где будут клепаться фальшивые новые и отмываться купленные старые диссертации – кандидатские и докторские. Так что я вас с этим поздравляю, мы с этим сделать ничего не сможем».

Это не то чтобы констатация факта. Понятно, что нельзя обвинять в злоупотреблениях диссертационный совет и ВАК, которые еще не созданы. Но это опасения, указания на возможные злоупотребления, которые появляются всякий раз, когда затевается проект, в котором нет нужды, и не факт, что есть возможности для эффективного контроля. Конечно, есть направления, которые югоосетинский ВАК и диссертационный совет могут проконтролировать, разоблачить плагиат, например, в сфере осетинской филологии или нартоведения. Здесь никаких вопросов нет.

А как на счет других областей, например, юриспруденции, политологии, которые рано или поздно подтянутся следом, кстати, вместе с российскими докторами. Потому что в составе диссертационного совета по каждой специальности должно быть не менее семи докторов наук, из них не менее пяти имеющих основным местом работы организацию, на базе которой создан совет. Значит, кто-то приедет. Значит, зачем-то ему будет это все интересно.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

  • 16x9 Image

    Мурат Гукемухов

    В 1988 году окончил Ставропольский политехнический институт, по специальности
    инженер-строитель.

    В разные годы был корреспондентом ИА Regnum, сотрудничал с издательским домом «КоммерсантЪ» и ​Institute for War and Peace Reporting (IWPR).

XS
SM
MD
LG