Accessibility links

Буази Мухамед и Грузия


Тенгиз Аблотия
Тенгиз Аблотия

Вопрос на засыпку: кто-нибудь сегодня помнит или знает такое имя – Буази Мухамед? Могу предположить, что даже большинству весьма политизированных читателей ЭК оно вряд ли что-то говорит. Между тем это человек, который на своем примере, совершенно неожиданно для самого себя показал, какими изменчивыми могут быть политика и история.

Вы видите бесконечную кровавую бойню в Сирии? Разваливающуюся Ливию, горящий Йемен и медленно тлеющий на бочке с порохом Египет? Следите за последствиями арабской весны? Ну что ж, все это начал именно он – Буази Мухамед. Уличный торговец в Тунисе, у которого полиция отобрала фрукты, после чего он совершил самосожжение. Именно это стало спусковым крючком к тунисской революции, которую, как пишут журналисты того периода, не предвещало ничто.

Буази Мухамед подтвердил очень важную для нас всех, в том числе и моих соотечественников, истину – революция никогда не приходит по заказу. У вас может быть просто-таки идеально революционная ситуация: низкий рейтинг правительства, массовое народное недовольство, социальные проблемы. Вы можете в это время говорить вещи, которые от вас хотят услышать: обещать манну небесную, ругать банки. Можете вслушиваться в голоса бесконечных таксистов, базарников, уличных торгашей, проводить опросы среди пенсионеров, которые будут последними словами ругать правительство... Но у вас ничего не получится. Вопреки ожиданиям, ваши акции протеста окажутся жиденькими, слабыми и не слишком впечатляющими. В конечном итоге единственное, что вам останется, – это схватиться за голову: почему там, где вроде бы все созрело, у вас ничего не получилось?

Вы можете искать тысячи объяснений, измерять рейтинги, с лупой в руке изучать данные соцопросов, которые в сотый раз будут подтверждать вашу правоту, но тщетно... И вот когда вы уже на все плюнете, смиритесь с неизбежным, махнете на все рукой – вот тогда, совершенно неожиданно для всех возьмет, да и бабахнет.

Как можно определить момент, когда протестные настроения перестают быть протестными настроениями и становятся революционным зарядом? Никаких объективных критериев по этому поводу не существует – социология показывает все те же цифры, что были вчера, таксисты все также ноют. Где она, грань между привычным бурчанием и революцией? Ее невозможно измерить. Она существует сама по себе. Революционные настроения – это нечто неуловимое, витающее в воздухе, и ощущать их хребтом – удел людей с неординарной интуицией. Они вам и сами толком не смогут объяснить что к чему – просто чувствуют момент и все...

Если смотреть на происходящие в течение последних недель события в Грузии, то совершенно очевидно, что свой Мухамед Буази тут еще не появился, а общество, приоткрывшее глаза после долгой спячки, в конце концов решило, что просыпаться еще не пришло время.

Пробуждение было бурным: после того как вся Грузия увидела по телевизору обезумевшего от отчаяния отца, которому сказали, что убийца его сына все еще на свободе, на улицы спонтанно, без всякой подготовки высыпали тысячи возмущенных людей. Тогда казалось, что свой Буази Мухамед все же появился.

Но с того дня прошло совсем немного, 10 дней, а ситуация радикально изменилась. Уже в первые дни протеста, с воскресенья, волна пошла на убыль, после чего отец убитого сына решил-таки привлечь к делу политиков. Вероятно, надеясь на то, что им, с большим опытом ведения уличной борьбы, с их партийным активом и какими-никакими деньгами удастся раскачать более масштабную волну. Ничего из этого не вышло. Митинг в воскресенье получился средней тяжести, и уже с понедельника инициативу полностью перехватила «Мечта».

Сейчас политики и политологи опять идут неправильным путем, стараясь найти рациональные объяснения такому резкому спаду активности. Самый популярный аргумент – это то, что акция родителей убитых молодых людей была дискредитирована участием политиков, в частности, «Национального движения»... Категорически не могу с этим согласиться.

Во-первых, у ЕНД есть не только противники, но и сторонники. Как «Нацдвижение», так и отколовшиеся от них «еврогрузины» на пару имеют около 25%, оппозиция могла не только оттолкнуть многих, но и привлечь. Во-вторых, спад митинговой активности наблюдался еще до «политизации». На третий день после начала акции сила протестов начала иссякать...

Что ж. Есть во всем случившемся и рациональные причины. Я неоднократно говорил, что 10 маленьких партий не смогут победить одну большую и что против крупной и системной «Грузинской мечты» шансы будет иметь только вторая, такая же системная оппозиционная партия. Против лома нет приема, кроме другого лома.

Все попытки создать какую-то коалицию, объединить оппозицию – все это полная чепуха. Победить сможет не рыхлая коалиция из разных мелких партий, а одна большая партия. В противном случае «Мечта» останется у власти навечно...

Но это все второстепенно. Настоящая причина – отсутствие революционных настроений. Не слушайте народ, не обращайте внимания на опросы, особенно телевизионные, и уж точно, упаси вас бог слушать, что говорят таксисты и базарники.

Нет в Грузии революционных настроений. Есть недовольство властью, но на уровне побурчать на кухне или совершить героизм и раз в год выйти на улицу. «Мечту» не любят, у нее практически нет идейных сторонников, ибо не может быть идейных сторонников у того, у кого нет идей. Сегодня она полностью стоит на административном ресурсе, но в условиях отсутствия крупной оппозиционной партии даже его достаточно для безболезненной победы на выборах.

Более того, никто на знает, будет ли в обозримом будущем запрос на революцию. Как уже было сказано, революция не происходит по заказу и никто вам не подскажет почему – вчера было тихо и спокойно, народец все безропотно терпел, а потом, в один день что-то случилось.

Так что придется грузинскому политическому спектру на этот раз усмирить свои эмоции. А на будущее могу вам посоветовать только две вещи. Первое: идите либо в крупные общенациональные партии, либо марш домой – сами вы ничего не выиграете, а испортить дело вполне сможете. Второе: не порите горячку. Не спешите, не будьте смешными, не путайте ваши желания с действительностью. В конце концов любая власть всегда заканчивается – либо революцией, либо выборами, либо, как в случае с Грузией, революционными выборами.

Приблизить этот момент вы не сможете никакой пропагандой. Если ему суждено прийти, то он придет сам, без вашего участия. А для контрольного выстрела, может, понадобится какое-то знаковое событие: это может быть грандиозный провал в экономике, эрозия государственных структур, бардак на улицах, поражение в войне...

А иногда и вовсе что-то совсем незначительное по мировым меркам – как, например, Буази Мухамед...

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции

  • 16x9 Image

    Тенгиз Аблотия

    Родился в 1970 году, до 17 лет жил в Сухуми. С 1989 года учился на факультете журналистики в Тбилисском государственном университете.

    В 1990 году начал профессиональную деятельность в информационном агентстве «Ипринда». Впоследствии сотрудничал с «Радио России», Русской службой BBC, грузинским агентством бизнес-новостей GBC-news, телеканалом «ПИК», бизнес-радио «Коммерсант», и многими другими.

    Является блогером «Эхо Кавказа» с июня 2010 года.

XS
SM
MD
LG