Accessibility links

Православная церковь проиграла, но выиграла


Секретарь католикоса-патриарха полагает, что Православная церковь, ввиду своего особого статуса, должна обладать определенными преимуществами
Секретарь католикоса-патриарха полагает, что Православная церковь, ввиду своего особого статуса, должна обладать определенными преимуществами

Конституционный суд Грузии счел неконституционными положения, которые освобождают от уплаты определенных налогов патриархию Грузии. Это, как и возможность безвозмездной передачи ей госимущества, суд счел дискриминацией по отношению к другим религиозным объединениям.

Конституционный суд получил на рассмотрение два иска. В одном речь шла о Налоговом кодексе, а именно о том его положении, которое освобождает от уплаты НДС патриархию Грузии, если строительство, реставрация и роспись храмов ведется по ее заказу. Во втором иске речь также шла о льготах, которые на другие религиозные конфессии не распространяются. Конкретно – о положении закона «О государственном имуществе», которое подразумевает безвозмездную передачу госимущества Православной церкви.

В обоих случаях суд вынес решение в пользу истцов – религиозных объединений, в числе которых – Евангельская баптистская церковь Грузии, Союз мусульман Грузии, Церковь Христа и другие. Правда, в заключительной части своего решения суд отметил:

Православная церковь проиграла, но выиграла
please wait

No media source currently available

0:00 0:03:36 0:00
Скачать

«Искоренить дискриминацию можно либо полной отменой привилегий, либо их распространением на всех лиц в равной степени. Решение этого вопроса – компетенция законодателей».

«Православная церковь выиграла в этом деле», – именно так трактует решение суда митрополит тбилисский Малхаз Сонгулашвили, представляющий Евангельскую баптистскую церковь Грузии:

«Ничего не вредит церкви так, как эксклюзивные права и привилегии, которые могут быть ей предоставлены. Поэтому победитель в этом деле – Православная церковь. Известно, что здоровье общества измеряется не тем, насколько велик доход страны, и не тем, насколько сильна ее экономика, а тем, как она относится к меньшинствам: религиозным, этническим, сексуальным или лингвистическим».

Тариел Накаидзе, председатель Союза мусульман Грузии, тоже считает, что решение Конституционного суда пойдет на пользу не только религиозным организациям:

«Суд прямо признал, что историческое прошлое и особая роль в нем (Православной церкви) не является основанием для предоставления привилегий. Я полагаю, что это в целом должно стать серьезным сигналом для власти. Это решение очень важно в плане демократического развития Грузии».

Впрочем, в патриархии с этим категорически не согласны. Секретарь католикоса-патриарха, протоиерей Микаэл Ботковели полагает, что Православная церковь, ввиду своего особого статуса, должна обладать определенными преимуществами:

«В каждой стране существует доминирующая религия, и ее статус в сравнении с другими религиями особенный. Когда мы говорим об этом, мы не хотим сказать, что есть только мы, а кроме нас нет никого и ничего. Однако и это основано на Конституции, роль Православной церкви в строительстве государственности особая. А в случае с другими религиями об этом говорить не приходится. Некоторые из них пришли в Грузию лишь в конце XX века. Какова их заслуга в строительстве государственности, это может мне кто-нибудь объяснить?»

Решение Конституционного суда положительно оценивает теолог Бека Миндиашвили. По его словам, оно важно и ценно вне зависимости от того, как поступит теперь парламент Грузии: отменит ли льготы для Православной церкви или предоставит их всем религиозным конфессиям. И в первом, и во втором случае, говорит Миндиашвили, это будет шаг в сторону равноправия.

Конституционный суд дал парламенту шесть месяцев для принятия решения, после чего неконституционные нормы будут признаны недействительными.

XS
SM
MD
LG