Бидзина Иванишвили сегодня выступит в эфире Общественного вещателя Грузии. Это будет его первое интервью после публичного возвращения в политику 11 мая. Некоторые грузинские наблюдатели рискнули предсказать мысли, которыми решил поделиться основатель «Мечты».
В этот знойный летний день Бидзине Иванишвили удалось взбодрить и даже взбудоражить грузинское общество. После своего майского официального возвращения в политику Иванишвили на публике не появлялся и тем более не общался с журналистами.
Сегодня, в 21:45 по тбилисскому времени журналист Общественного вещателя Мака Цинцадзе со своей передачей «Актуальная тема» придет в гости к Бидзине Иванишвили в его резиденцию у Черного моря в курортном местечке Шекветили (Это там Иванишвили разбивает дендропарк и пересаживает со всех концов Грузии столетние деревья.)
От прогнозов наотрез отказался бывший советник Иванишвили, политолог Гия Хухашвили. Зато охотно согласился прокомментировать, что он думает о возвращении в политику Бидзины Иванишвили и о смене состава и структуры правительства:
«С возвращением в политику он берет на себя ответственность за дальнейшее развитие политической системы Грузии – это хорошо. Надеюсь, что он (Иванишвили) пытается учесть те допущенные ошибки, которые не давали возможности проведения системных изменений в стране. Новое правительство, его основные посылы верны, по-моему. Ну а дальше будем смотреть, как они будут все это воплощать в реальность. Я бы отнесся с осторожным оптимизмом к тому, что происходит».
Политолог называет причину своей осторожности:
«К сожалению, очень много времени потеряно, сейчас задача намного сложнее, чем несколько лет назад».
«Вряд ли это у них получится», – сетует правозащитница, член президентской комиссии по помилованию Лия Мухашаврия. Ведь он вернулся в политику на волне акции протестов против спецоперации в ночных клубах и жесткой наркополитики. На этой волне и из-за разногласий в правящей команде подал в отставку премьер- министр Георгий Квирикашвили.
За эти неполные три месяца улицы Тбилиси и других городов пережили акции протеста «Не убивай!» в поддержку Зазы Саралидзе, отца одного из убитых в центре Тбилиси старшеклассников. Тогда весь гражданский сектор требовал отставки министра юстиции Теи Цулукиани. Но подал в отставку главный прокурор Ираклий Шотадзе. А для непопулярного министра Цулукиани место нашлось и в составе структурно сокращенного, «малого» правительства во главе с новым молодым премьер-министром Мамукой Бахтадзе. Лия Мухашаврия продолжает:
«Поскольку процессы пошли довольно негативно, в политическом, экономическом смысле жизнь в Грузии очень серьезно ухудшилось, а восстановление справедливости (предвыборное обещание «Грузинской мечты» с 2012 г.) даже не намечается, общество отвернулось от этой политической элиты. Им нужно сейчас восстановить свое реноме. Но я не думаю, что это возможно, даже если сам Бидзина Иванишвили будет представлен как кандидат в президенты. Думаю, Бидзина Иванишвили постарается повернуть общество лицом к «Грузинской мечте», но вряд ли это у них получится».
Версию о выдвижении Иванишвили кандидатом на президентские выборы, тем более когда правящая сила так медлит с названием кандидатуры, Торнике Шарашенидзе, политолог, руководитель программы «Международные отношения» Института общественных дел (GIPA), называет жизнеспособной:
«Он вернулся на самом деле не от хорошей жизни. Он вернулся, чтобы избавиться от бывшего премьер-министра Квирикашвили. Это он сделал, назначил более лояльных – Мамуку Бахтадзе (премьер-министр) и Георгия Гахария (министр МВД). Больше мы ничего не видели».
От предвкушаемого интервью Торнике Шарашенидзе ждет одного:
«Если он сегодня ответит на вопрос, кого он поддержит в качестве президентского кандидата, – это самое главное. Больше, наверное, ничего интересного не будет. Он сегодня, конечно, будет ругать, критиковать оппозицию, критиковать независимые СМИ, потому что они не видят «то хорошее», что происходит, но больше ничего не будет».
Сам политолог ничего хорошего в правлении «Грузинской мечты», как и вообще в возвращении Иванишвили в политику, не видит:
«Мы топчемся на одном месте, потому что в Грузии сейчас работает типичная постсоветская, российская система. Она заключается в следующем: правящая партия контролирует все ресурсы, включая финансовые. И перекрывает эти ресурсы оппозиции. У оппозиции просто нет денег, чтобы противостоять власти – это то, что сейчас происходит в России, то же самое у нас. Только у нас легкая форма авторитаризма. Есть правящая партия, во главе ее стоит самый влиятельный человек, который еще и самый богатый в стране, и просто-напросто он другим не дает развиваться. То есть вся демократия, будущее Грузии зависит от воли одного человека».