Грузию продолжает лихорадить из-за кандидата в президенты от правящей силы «Грузинская мечта». Официально правящая сила еще не назвала своего фаворита в осенней президентской гонке. Но все больше говорит за то, что им может оказаться независимый, но уважаемый среди лидеров «Мечты» кандидат – Саломе Зурабишвили.
«Насколько мне известно, да», – ответила Эка Беселия журналистам на вопрос, правда ли, что Саломе Зурабишвили обратилась к посольству Франции с заявлением об отказе от гражданства. Добавления о том, что она не может этого утверждать с точностью, были уже неинтересны. Один из лидеров «Грузинской мечты» уже не сомневается в успехе Зурабишвили.
«У нее самый высокий шанс на победу в первом же туре выборов. Она очень опытный политик. Я все больше убеждаюсь в этом, особенно когда смотрю на тех кандидатов, которые называются», – с улыбкой сказала депутат Эка Беселия о своей бывшей, нынешней и, по всей видимости, будущей соратнице.
Беселия вместе с Саломе Зурабишвили занимала подмостки оппозиционных митингов с 2007 по 2009 год с требованием отставки тогдашнего президента Михаила Саакашвили. Кстати, тогда вместе с ними стояла и лидер «Демократического движения – Единая Грузия» Нино Бурджанадзе. Как и Нино Бурджанадзе, Зурабишвили, хоть и не с самого начала, была в команде Михаила Саакашвили. Именно по его настоянию Зурабишвили, дочь грузинских эмигрантов, представителей правительства первой республики Грузии, бежавших из страны после захвата Тбилиси Красной армией во Францию, стала сначала послом Грузии во Франции, а потом министром иностранных дел Грузии.
В правительстве «Нацдвижения» министром она пробыла всего год – с 2004-го по 2005-й. А потом ушла в оппозицию и даже основала свою партию «Путь Грузии».
Несмотря на старания Саломе Зурабишвили, от своей партии она так и не смогла пробиться ни в тбилисское сакребуло, ни в парламент, ни в президентскую резиденцию. То ценз оседлости, то двойное гражданство, то не очень высокая популярность среди электората мешали ей достичь цели.
Видимо, отчаявшись, Саломе Зурабишвили даже вернулась в международную дипломатию. Она, как карьерный дипломат с 1974 года, была востребована на международной арене. (С 2010 по 2015 год работала в группе экспертов ООН по мониторингу иранского вопроса.
История пока утаивает, где и как пересеклись политические взгляды Саломе Зурабишвили и Бидзины Иванишвили. Но это, видимо, произошло спустя четыре года после прихода «Мечты» к власти.
В 2016-м, когда «Мечта» шла на второй круг парламентских выборов, Саломе Зурабишвили зарегистрировалась как независимый мажоритарный кандидат в Мтацминдском районе Тбилиси, в котором расположена известная резиденция Бидзины Иванишвили, а «Грузинская мечта» отказалась выдвигать своего кандидата.
Видимо, этот сценарий разыграется и на этот раз, только в президентских масштабах. Лидер фракции «Грузинская мечта – зеленые» Гия Гачечиладзе очень хвалит Саломе Зурабишвили. Но, памятуя о противостоянии «Мечты» с президентом Георгием Маргвелашвили, которого тоже выдвигала «Грузинская мечта», предупреждает:
«Я давно знаю госпожу Зурабишвили, еще с оппозиции, мы были вместе. Я прямо могу вам сказать: она будет независимее Маргвелашвили».
Претензии «Мечты» президенту Маргвелашвили слышны и сегодня. Он молчит о своих будущих планах и не спешит назвать дату президентских выборов. С настороженностью смотрят на кандидатуру Зурабишвили грузинские наблюдатели, среди них и политолог Торнике Шарашенидзе.
«Зурабишвили очень проблематичная фигура, она, будучи министром иностранных дел, проявила себя как очень тяжелый человек. Она с трудом находила общий язык даже с дипломатами, не то что с обычными рядовыми гражданами. Так что, скорее всего, она будет не лучшей кандидатурой», – считает Торнике Шарашенидзе.